Армилус - это...

АРМИЛУС (точное значение имени неизвестно) — в преданиях иудаизма, сложившихся не ранее эпохи гаонов, т. е. между 6 и 11 в., — имя антимессии, или лжемессии, маскирующегося под Мессию (см. Машиах), но творящего зло, противник Бога и Его посланника — Помазанника-Мессии. Легенда об А. основана на представлениях о двух Мессиях, зафиксированных в Талмуде: в конце времен, когда страдания народа Израиля (см. Йисраэль, Избранный народ) и всего человечества достигнут апогея, явится Мессия из колена Йосефа [см.] (Иосифа) или из колена Эфраима [см.] (Ефрема), которые отождествляются, ибо Эфраим — один из двух сыновей Йосефа. Этот Мессия погибнет в страшной войне, которую развяжут народы, враждебные Израилю (см. Гог и Магог), и, прежде всего, А., создатель мощного царства. Но затем придет Машиах бен Давид — Мессия, сын Давида, из колена Йеѓуды [см.] (Иуды), — который победит силы зла, возглавляемые А., и принесет окончательное Избавление (см. Геулла). Имя "А.", вероятно, восходит к имени Ромула (Ромулуса), одного из основателей Рима, ибо именно период римского владычества (1 в. до н. э. — 2 в.) был периодом страшных преследований, разрушения Иерусалима, гибели Храма, подавления восстания под руководством Бар-Кохбы (см.; возможно, образом Бар-Кохбы и его гибелью на поле боя навеяна идея Мессии из колена Йосефа), гонений на веру и казней выдающихся иудейских законоучителей, принявших смерть во освящение Имени Божьего (см. Десять мучеников царства). Рим стал в еврейском сознании олицетворением страшного зла, самого язычества, богоборческой гордыни и деспотизма (равно как и для раннехристианского сознания, особенно в Апокалипсисе [см.] Иоанна Богослова [см.]). Согласно еще одной версии, имя "А." происходит от имени древнеиранского бога зла Ангро-Майнью, противостоящего, согласно зороастризму, позитивному божеству — Ахуре Мазде, или Ахурамазде (Ормузду).

Наиболее развернуто образ А. предстает в поздних апокалиптических (см. Апокалиптика) Мидрашах (см. Мидраш), а также в апокалиптическом повествовании эпохи раннего Средневековья Сэфер Зеруббавель ("Книга Зеруббавеля"), написанном под явным влиянием псевдоэпиграфов от имени библейского Зеруббавеля, или Зоровавеля. Возможно, историческим фоном книги послужили войны между Византией и Ираном на рубеже 6—7 вв., породившие новые апокалиптические настроения и мессианские чаяния в еврейской среде. Главными героями "Книги Зеруббавеля" выступают император А. и мать подлинного Мессии из дома Давидова — Хефцива. А. предстает здесь как сын Сатана (см. Сатан, см. также Сатана) и скульптурного изображения женщины, т. е. идола, возможно, символизирующего стихию язычества. Он создает мощную империю, но с ним в борьбу вступают евреи во главе с Мессией из колена Йосефа, которому помогает Хефцива. Этот Мессия погибает, но Хефцива спасает Иерусалим, а ее сыну, Мессии из дома Давидова, суждено победить А. и ввести человечество в Мессианскую эру. На основе "Книги Зеруббавеля" сложились многочисленные апокалиптические сочинения, предвещающие войны Мессии, его победу и конец изгнания еврейского народа (см. Галут). Возможно, образ А. сложился под опосредованным влиянием христианских представлений об Антихристе, как результат полемики с ними.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама