Апостольский Собор - это...
1) АС называют церк собрание в Иерусалиме, состоявшееся между первым и вторым миссионерскими путешествиями Павла На этом соборе за обращавшимися в христианство язычниками была признана свобода от Закона Моисея (Деян 15);
2) поводом для АС послужило требование христиан из бывших иудеев к христианам, обратившимся из язычников, подвергнуться обрезанию (Деян 15:1) Как полагают, это было выступление тех же людей, к-рые заставили Петра и Варнаву отказаться от общих трапез с христианами из язычников, поскольку те не соблюдали иуд предписаний о чистой и нечистой пище (Гал 2:11-14) Для разрешения этих противоречий антиохийская церковь направила Павла и Варнаву вместе с нек-рыми другими христианами в Иерусалим(Деян 15:2);
3) на собрании иерусалимской церкви в присутствии апостолов и пресвитеров (Деян 15:4,6) бывшие фарисеи вновь выступили за обрезание христиан, обращенных из язычников Петр напомнил, как поступил Бог при обращении Корнилия Павел и Варнава рассказали о том, что Господь совершил через них во время их проповеднич служения среди язычников В заключение Иаков показал, что происходившее являлось исполнением ветхозаветного предсказания, и сделал из этого вывод, что язычникам для спасения нет необходимости сначала становиться иудеями через обрезание и подчинение Закону Это встретило всеобщее одобрение и означало признание позиции Павла и антиохийской церкви;
4) с другой стороны, Иаков все же потребовал, чтобы христиане из язычников ради совместных трапез с обрезанными соблюдали четыре ветхозаветных заповеди о чистоте и воздерживались от "оскверненного идолами", "удавленины и крови" и блуда (Деян 15:20,29; 21:25) Первые три заповеди обнаруживаются в Лев 17:7-9,10-12,13,15; под четвертой, вероятно, следует понимать запрет браков между родственниками (Лев 18:6-18; ср 1Кор 5:1), поскольку блуд в более широком смысле исключался на основании слов Иисуса (Мф 5:28,32; 19:9) Еще в ВЗ четыре названных заповеди распространялись не только на израильтян, но и на чужеземцев, проживавших среди народа Божьего (Лев 17:8,10,13; 18:26)Павел, к-рый и сам готов был ради слабого брата отказаться от употребления мяса (оскверненного идолами, 1Кор 8:13), очевидно, согласился с требованием Иакова Человеческое решение и руководство Св Духа рассматриваются в данном случае не как противоречие, а как две стороны одного явления После долгих рассуждений (Деян 15:7), рассмотрения приобрет опыта и попытки получить ответ из Писания собравшиеся постановили: "Ибо угодно Святому Духу и нам";
5) данное решение АС было изложено письменно в тназ апостольском определении, адресованном церквам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15:23), и направлено туда с Иудой и Силой, сопровождавшими антиохийцев Это решение было воспринято с радостью, а в след своем миссионерском путешествии Павел и Сила передали его и прочим церквам обращенных из язычников (Деян 16:4) Об апостольском определении упоминается еще раз в Деян 21:25Иаков подчеркивает здесь, что полная свобода от Закона относится только к обращенным из язычников ("А об уверовавших язычниках мы писали"), в то же времяПавел, как иудей, должен был показать, что он не отказывается жить по Закону;
6) дальнейшая сложность состоит в том, как рассказ Павла в Гал 2:1-10 согласовать с фактами, изложенными в Деяниях апостолов Убедительное решение содержит след версия, представленная ФФБрюсом: разговор Павла и Варнавы с Иаковом, Петром и Иоанном состоялся при втором посещении Иерусалима Павлом (Гал 2:1 = Деян 11:30; ср также Гал 2:2 с Деян 11:28) При этом апостолы признали уже существовавшую в Антиохии самостоят церковь христиан, обращенных из язычников (Гал 2:6-9) Тита не принуждали подвергнуться обрезанию, но речь, однако, не шла о том, что такое решение данного вопроса будет обязательным для всех Позиция апостолов была подготовлена обращением Корнилия и его крещением, совершенным Петром (Деян 10:1 - 11:18) Возникновение же новых христ общин среди язычников привело к тому, что возобновились разногласия с христианами из иудеев как в Малой Азии (что послужило поводом для написания Послания к галатам; ср упоминание о христианах в Сирии и Киликии, Деян 15:23), так и в Антиохии (Деян 15:1; Гал 2:11 и след) В этой ситуации, еще до АС, и было написано Послание к галатам Версия Брюса является попыткой согласовать оба рассказа, ничего не меняя ни в одном из них, и позволяет избежать сомнений в истинности одного рассказа при сравнении с другим
Поделиться: