Амораи - это...

АМОРАИ (от арам. "говорящий", "произносящий"; мн. число — амораим) — в иудаизме — законоучители, мудрецы-хахамим, знатоки и комментаторы Торы, Танаха и Мишны, создатели Гемары, толкующей Мишну и составляющей в двух вариантах основную часть текста двух изводов Талмуда — Иерусалимского и Вавилонского. Деятельность А. протекала в интервале между нач. 3—5 в. в Эрец-Йисраэль (Земле Израиля), т. е. Палестине, и на территории бывшей Вавилонии. А. выступили как толкователи и продолжатели учения таннаев. Первоначально словом амора обозначался помощник учителя в йешиве, громко повторяющий вслед за ним урок. Такими "повторяющими" А. были в отношении таннаев — создателей Мишны. Однако они не просто ее "повторяли", но разъясняли и выводили новые положения Ѓалахи из толкования ее текста, а также из барайт. А. не могли опровергать утверждения Мишны или барайты, однако их собственные галахические постановления имели такую же силу, как и постановления таннаев. Дискуссии А. составляют основную часть не только обоих Талмудов, но и аггадических (см. Аггада) Мидрашей. Между А. Палестины и Вавилонии существовали прочные связи, в укреплении которых особую роль играли посланцы, путешествовавшие из Эрец-Йисраэль в Вавилонию и обратно (такой посланец обозначался термином нехута — "спускающийся", что подчеркивало приоритет А. Земли Израиля, ведь именно оттуда возможно "спускаться" ). Смиха — посвящение в сан законоучителя — осуществлялась только в Эрец-Йисраэль. Однако в конце периода А. центр окончательно переместился в Вавилонию. А. не получали вознаграждения за свою деятельность и занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслами. Всего известно ок. 2 тыс. А., которые делятся на семь поколений (два последних действовали только в Вавилонии, т. к. Иерусалимский Талмуд был уже завершен):

1. Первое поколение — 200—250. В Эрец-Йисраэль: р. Ханина бар Хама, р. Яннай, р. Гошайя, р. Йеѓуда Несиа, Ѓиллель, р. Йеѓошуа бен Леви. В Вавилонии: Рав бар Абба, р. Шмуэль, мар Уква, р. Аси, р. Каѓана.

2. Второе поколение — 250—280. В Эрец-Йисраэль: р. Йоханан бар Наппаха, р. Шимон бен Лакиш, р. Йоси бен Ханина. В Вавилонии: р. Ѓуна, р. Йеѓуда бар Йехезкель, р. Иеремия бар Абба, р. Каѓана II, р. Ѓамнуна.

3. Третье поколение — 280—320. В Эрец-Йисраэль: р. Аббаху, р. Элеазар бен Пдат, р. Ами, р. Аси, р. Зеира (Зейра), р. Шмуэль бар Нахмани. В Вавилонии: р. Ѓамнуна, р. Звид, р. Хисда, р. Зеира, Рабба бар Нахмани, р. Йосеф бен Хия, р. Нахман бар Йааков, р. Шешет, р. Иеремия бар Абба, р. Сафра, Ула, Рабба бар бар-Хана, Рабба бар Ѓуна.

4. Четвертое поколение — 320—340. В Эрец-Йисраэль: р. Иеремия, р. Йона, р. Йоси, р. Аха, р. Хаггай, р. Йоси бар Авин (бар Бун). В Вавилонии: Аббайе, Рава, Рами бар Хама, р. Нахман бен Йицхак, р. Ада бар Аѓава, р. Дими, Рабин.

5. Пятое поколение — 340—380. В Эрец-Йисраэль: р. Мана, р. Йоси бар Авин (бар Бун), р. Хизкия. В Вавилонии: р. Папа, р. Папи, р. Гуна бар р. Йеѓошуа, Равина.

6. Шестое поколение — 380—430. В Вавилонии: Амеймар, мар Зутра, р. Аши, р. Йемар.

7. Седьмое поколение — 430—500. В Вавилонии: р. Аха, мар Зутра, р. Аши бар рав Аши (сын р. Аши), Мареймар.

Дело А. продолжили савораи, кодифицировавшие Талмуд.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама