Ахл аз-Зимма - это...

АХЛ аз-ЗИММА (араб. "покровительствуемые") — в исламе — иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать и получившие за это покровительство мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.

Согласно О. Г. Большакову, впервые термин "зимма" встречается в посланиях Мухаммада к арабским племенам (629—630) и в девятой суре Корана, относящейся к тому же времени. В посланиях формула "зимма Аллаха и его посланника" имеет значение "покровительство, оказываемое по договору сильной стороной". Но уже в договоре с христианами Наджрана (632) слово "зимма" употреблено в значении "покровительство иноверцам при соблюдении ими условий договора". Судя по текстам договоров первого века хиджры, сохранившимся у арабских историков, основными их условиями были выплата подушной подати, определенной денежной или натуральной дани, предоставление мусульманам помещений для постоя и обязательство не помогать их врагам. За это гарантировалась "зимма Аллаха, его посланника и эмира верующих" (иногда к этому прибавлялось имя военачальника, заключавшего договор, или выражение "и всех мусульман"), обеспечивалась неприкосновенность личности и имущества, городской стены и церквей; ни о каких ограничениях отправления культа или бытовых ограничениях для этого периода не известно. Предписания носить отличительную одежду или знаки, запрещение строить новые храмы, проводить крестные ходы, громко бить в била, помещать религиозные символы там, где их могут видеть мусульмане, и т. д. появились в центральных областях Халифата, видимо, в начале 8 в. одновременно с установлением налога на духовенство. Сведения о подобных ограничениях при Омаре II (717—720) небесспорны. Первое суровое гонение на христиан, сопровождавшееся уничтожением крестов и свиней, безжалостными мерами при сборе подушной подати, произошло при Йазиде II (720—724). Уверенно говорить о существовании повседневных ограничений можно только с конца 8 в. Абу Йусуф рекомендовал Харуну ар-Рашиду (786—809) помимо применения навесных свинцовых бирок при сборе подушной подати обязать А. аз-З. носить отличную от мусульман одежду, не ездить на породистых лошадях, не продавать на мусульманских базарах вино и свинину, не строить новых храмов (рекомендация запрещать крестные ходы, открыто держать кресты и т. д. у него еще отсутствует, хотя он и ссылается на подобные запрещения при Омаре I и Омаре II). Начиная со времени ал-Мутаваккила (847—861) неоднократно появлялись указы о запрещении принимать А. аз-З. на государственную службу и с предписанием носить отличительные одежды и т. д. Эти указы в немалой степени вызывались потребностью успокоить рядовых мусульман, возмущенных злоупотреблениями финансовых чиновников-немусульман. Тем не менее привлечение иноверцев на государственную службу (особенно в Египте) никогда не прекращалось, лишь сокращаясь по мере уменьшения относительной численности иноверцев. В 11 в. ал-Маварди сформулировал шесть обязательных и шесть желательных условий, которые должны соблюдать А. аз-З.: не порицать Коран, не хулить Мухаммада, не хулить мусульманскую религию, не прелюбодействовать и не вступать в брак с мусульманками, не склонять мусульман к переходу в другую веру, не помогать воюющим с мусульманами. Несоблюдение любого из этих условий лишает их покровительства (зимма), т. е. ставит их вне закона. Желательными условиями являются: носить отличительные знаки на одежде, не строить дома выше мусульманских, не бить в била и не читать громко свои священные книги при мусульманах, не пить при них вина и не держать на виду кресты и свиней, хоронить своих покойников тихо и незаметно, не ездить на породистых лошадях и верблюдах; эти условия обязательны только в случае включения их в договор, нарушение их не считается основанием для лишения А. аз-З. покровительства, хотя и должно наказываться. Несколько позже все эти и некоторые другие ограничения канонизируются в апокрифическом тексте договора Омара I с христианами Иерусалима, который впервые появляется у ат-Туртуши (начало 12 в.) и позднее обрастает дополнительными пунктами. Несмотря на большее стеснение иноверцев по сравнению с ранним исламом, в целом отношение мусульман к А. аз-З. в Средние века было терпимым, если не вмешивались внешнеполитические и военные факторы. Наиболее благоприятным было положение иудеев, за которыми не стояла никакая внешняя сила. Даже во время войн с крестоносцами мусульмане были настроены к христианам менее враждебно, чем крестоносцы к мусульманам. В 19 в., когда европейские державы стали использовать вопрос о положении христиан в Османской империи как повод для вмешательства в ее внутренние дела, а христиане вольно или невольно превращались в проводников их влияния, отношение к христианам стало враждебнее, вплоть до кровавых расправ, подобных резне 1860 в Сирии и Ливане.

В настоящее время понятие А. аз-З. отсутствует, граждане всех вероисповеданий в мусульманских странах подчиняются общему закону, хотя продвижение иноверцев на высшие посты затруднено.


Поделиться:

Реклама