Агни - это...

(Огонь) - бог огня. В "Ригведе" - второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. - также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа - Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. - "трижды рожден" (в небе - солнце, на земле - огонь, в атмосфере - молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах - бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. - всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом - как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Сваха - персонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма - "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).
В. Эрман


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. огонь). 1. В различных учениях и школах Востока бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств (Агни, Вайю, Сурья), Агни синтезирует в себе аспекты всех трех. В древних текстах подчеркивается множественность...
Энциклопедия "Религия"
АГНИ (санскр. "огонь") — один из главных богов в Риг-Веде (см. Веды). Обожествленный огонь во всех его ипостасях: бог костра жертвоприношения, бог домашнего очага, бог солнца, молнии и т. п. В ранневедической традиции А. — основной бог, от которого берут начало все остальные....
Философский словарь
— один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.
Философский словарь
(санс.-огонь): в различных учениях и школах Востока – Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств(, Вайю, Сурья) А. синтезирует в себе аспекты всех трех.
Философский словарь
(Санскр.) Бог Огня в Веде; самый старший и почитаемый среди Богов Индии. Он один из трех великих божеств: , Вайю и Сурья, а также есть все три, так как является тройным аспектом огня; в небесах как Солнце; в атмосфере или воздухе "Вайю" - как Молния; на земле - как...
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. Agni, букв. «огонь»), в ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов). А. - главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в цетре...

Поделиться:

Реклама