Адам - это...

АДАМ (иврит. "человек") — в еврейской Библии, или Танахе, а также в Ветхом Завете христианской Библии и Коране — первый человек и отец рода человеческого. Этимологически слово "А." происходит от древнееврейского слова адама — земля, т. е. человек назван А. потому, что создан из праха земного (Быт 2:7; ср. лат. homo от humus — земля). В древнееврейской культуре — в Торе — впервые высказана идея происхождения человечества от одного прародителя — А.

В первой и второй главах Книги Бытия слово "А." употребляется исключительно как родовое название; лишь в семнадцатом стихе третьей главы слово "А." впервые употреблено как имя собственное. По сказанию Книги Бытия, А. является венцом акта миросотворения, созданным по образу и подобию Божьему в конце шестого дня творения. Бог дал А. "дыхание жизни" и стал он "душой живой". Бог насадил для человека сад в Эдеме и вверил сад А.; но вследствие ослушания Божьего повеления А. и созданная из ребра А. жена его Хавва, или Ева, были изгнаны из рая и осуждены тяжкой работой извлекать из земли себе пропитание (см. подробнее Тора). По библейскому сказанию, А. прожил 930 лет, оставив многочисленное потомство.

Согласно христианству, с грехопадением "первого" А. грех и смерть вошли в мир, и порча природы человека преемственно отразилась на всем потомстве А. Праведность и спасение для всех верующих явились от "второго" А. — Иисуса Христа. Такое представление о двух А. мы встречаем уже в посланиях ап. Павла (Рим 5:14; 1 Кор 15:22, 45); у него же находим также идею об А. земном и А. небесном, опирающуюся на иудейскую экзегезу.

В исламе А. — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и "звучащей глины" в качестве своего "заместителя" (халифа) на земле. А. называют также "отцом человечества".

Согласно изложению М. Б. Пиотровским идей мусульманской мудрости в Коране, вдохнув в А. жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами, которым было приказано пасть перед человеком ниц. Ангел по имени Иблис отказался и был за это низвергнут с небес на землю. А. жил в небесном саду-раю вместе с сотворенной для него супругой. Они имели там все, чего только могли пожелать, но им было запрещено есть плоды с одного из райских деревьев. Иблис сумел проникнуть в райский сад и убедить А. и его жену, что плоды этого дерева дадут им вечную жизнь и могущество. Соблазнившись, они нарушили запрет Аллаха, поели плодов, впервые ощутили свою наготу, которой застыдились, а затем были в наказание низвергнуты на землю, где обречены жить и трудиться они и их потомки. В суре 7, после упоминания об истории А., рефреном "О сыны Адама" вводится призыв веровать в Аллаха, не поддаваться козням сатаны, как им поддался А., не оправдывать свои нечестные поступки и неверие тем, что так якобы вели себя предки. Послекораническое предание повествует о том, как ангелы добывали из разных мест глину, из которой был сотворен А.; там появляется история Хаввы, жены А., лишь вскользь упомянутой в Коране; подробно рассказано о ее сотворении и падении, о том, как Иблис соблазнил ее с помощью проникшего в рай змея на четырех ногах. Обсуждается вопрос, каким было запретное райское дерево и листьями какого дерева А. и его жена прикрывали свою наготу, в чем нельзя не усмотреть влияние еврейской Аггады. Утверждается, что после смерти А. был вознесен на небеса и пребудет там до дня Суда. Особое внимание вызывали указания Корана о том, что Аллах сохранил свое покровительство А. и его потомкам, даровал ему прощение. Этот мотив был созвучен одной из главных проблем мусульманского богословия — проблеме предопределения. Согласно преданию, А. получил прощение Аллаха потому, что его грех был Богом заранее предопределен. А. стал в мусульманском предании и первым в цепи пророков, завершаемой Мухаммадом. Особая черта мусульманских преданий об А. — его связь с Аравией и мусульманскими святынями. Согласно преданию, глина для тела А. бралась из Мекки и Йемена; низвергнутый на землю на Цейлоне, А. добрался до Адена, а затем встретился со сброшенной в районе Джидды, около горы Арафат у Мекки, Хаввой. А. был ниспослан из рая "черный камень", и он построил первое здание Каабы. А. говорил на многих языках, но в раю — по-арабски. Он был похоронен в Мекке, и его могилой отмечен центр мира. После Потопа тело А. было перенесено в Иерусалим. Образ А. в Коране восходит своими корнями к библейскому рассказу, аггадическим сказаниям и древневосточной мифологии. Однако непосредственной основой для него послужили предания, известные в Аравии 6—7 вв. Доисламские арабские поэты упоминают имена А. и Хаввы, знают их историю. Образ А., распространенный в Аравии, имел явную христианскую окраску, что отразилось в Коране, где А. сравнивается с Исой (Иисусом). Развитием тех же тенденций можно считать последующие представления о его особой связи с Мухаммадом, о его прощении, о его пророческом достоинстве. См. также Адам Кадмон, Тора.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(евр. человек), в иудаистской и христианской мифологиях – первочеловек и отец рода человеческого. Согласно Ветхому Завету Бог создал Адама как венец акта миротворения по образу и подобию своему из праха земного, вдул в ноздри его дыхание жизни и сделал владыкою над Землею и всем...
Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
АДАМ — символ библейского, "ветхого" первочеловека. Имя "Адам" происходит от еврейского термина "аббата", обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается в латинском языке: humus — земля — homo —...
Библейская энциклопедия
Адам (красная земля) — имя одного лица и название одного города:а) (Быт. II, 25) — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян. XVII, 26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог...
Философский словарь
(евр.-человек): в Каббале А. есть "единородный" и означает также "красная земля". По – гречески переведено как Дидумос, "двойник" – , первый. В 1 главе "Бытия" А. представлен как "муже – женский".
Философский словарь
(Евр.) В "Каббале" есть "единородный" и означает также "красная земля". (См. "-и" в "Тайн. Доктр.", II, с. 567.) Это почти идентично с Athamas или Thomas, и по-гречески переведено как Дидумос, "двойник" - , "первый", в I гл. "Бытия" будучи представлен как "муже-женский".
Философский словарь
(древнеевр. &adham, греч. Adam - взятый из красной земли) - в Св. Писании имя первого человека, созданного Богом по Своему образу и подобию (Быт.1-3). был помещен в Эдем и совершил грехопадение, нарушив заповедь не вкушать с древа познания. Христианские мыслители расходятся...
Библейская энциклопедия Брокгауза
IЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"Человек", или собират наименование для обознач понятия "люди/человечество" Знач слова связано с евр существительным см Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см Едом) В Быт 2-5 и у ап Павла А употребляется и в знач имени первого человека: 1) в Быт 1:26...
Энциклопедия мифологии
(евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены - из его ребра: «...и не было человека для...

Поделиться:

Реклама