Аббат - это...

АББАТ (от арам. абба [см.] — "отец") — в Западной Европе с 5 в. — настоятель христианского монастыря. Как правило, применялось к настоятелям монастырей ордена бенедиктинцев и воспоследовавших ему клюнийского и цистерцианского орденов. У августинцев, доминиканцев, кармелитов было принято звание приора, у францисканцев — гвардиана.

Согласно О. А. Добиаш-Рождественской, настоятель Монте-Кассино и главный А. обители Клюни назывались архи-А. или А. аббатов; четыре настоятеля главнейших цистерцианских монастырей — отцами-А. Уже в раннем средневековье А., наряду с епископом, становится крупной церковной и политической фигурой. Так, А. французской Бретани в 6—9 вв. фактически являлись епископами больших округов, которые впоследствии и были переименованы в епархии. Звания А. стремятся удостоиться многие члены знатных семей. При правнуках Карла Великого (9 в.) был известен А. по имени Гуго, который, нося официальное звание архикапеллана, являлся государственным канцлером и главной опорой уже колеблющегося трона. Этих влиятельных А. не следует смешивать с теми чисто светскими А.-рыцарями и А.-графами, которых много появилось при Карле Мартелле (8 в.), отдававшего аббатства своим сподвижникам не для управления, а в виде жалованья за верную службу. Позже (10—13 вв.) А. исполняют двоякую роль: они — члены церковной иерархии и духовные главы монастырской братии. Как таковой А. стоит непосредственно после епископа. Подобно ему он именуется прелатом, участвует в церковных соборах, может получить митру и посох. Но право рукоположения, принадлежащее ему, ограничено сравнительно с правом епископа: он посвящает только в четыре низших церковных чина. Подчинение А. — как младшего в иерархии — юрисдикции своего епископа становится весьма призрачным уже в 13 в. в силу практикуемой папами системы "исключений", которая ставит все большее число орденов и отдельных монастырей в непосредственную зависимость от папы. Высший тип такого "исключения" — это т. н. ничьи аббатства, вся территория которых считается лежащей вне епархии и А. которых прямо уравниваются в правах с епископами. В таком положении находились около 20 А. (напр., А. монастырей Монте-Кассино, Субиако и др.). Это положение, с которым не хотели мириться епископы, вызывало между ними и А. постоянные конфликты. По уставам большинства старейших орденов А. избирался братиею и затем получал "благословение" вместе с жезлом, кольцом и перчатками от епископа (впоследствии в "исключенных" монастырях — от самого папы). Это "благословение" давало епископам повод очень решительно вмешиваться в выборы А. Несомненным злоупотреблением для тех времен следует считать нередкие в смутные эпохи попытки светских вельмож прямо или косвенно лоббировать своего кандидата. В основанных ими монастырях они готовы были считать это даже своим правом. Церковь непрерывно боролась с этим злоупотреблением, которое бывало особенно трудно отразить, когда на него претендовал государь — официальный "защитник Церкви". Во Франции королевская воля нередко выступала решающей в выборе А. В нищенствующих орденах настоятель назначался провинциальным капитулом, в иезуитском ордене — генералом. Избранный или назначенный внутри обители А. занимал положение монарха, ограниченного только обязанностью "совещаться о всех важных делах со старейшими из братии". За этим несколько неопределенным ограничением власть А. простиралась на все: он назначал должностных лиц обители, был наставником и судьею братии, налагал послушания и наказания на ее членов. За нарушения устава и злоупотребления в его применении он отвечал только перед высшей властью ордена — перед А. аббатов в клюнийском ордене, перед капитулом — в ордене цистерцианцев, перед магистром — в ордене доминиканцев, перед генералом — в ордене иезуитов. Не менее важной представляется в Средние века другая роль А.: функция носителя хозяйственных и юридических прав аббатства. А. — администратор громадных, чисто княжеских имуществ, которыми одаривали обитель ее благодетели. А. — государь над многочисленными крепостными и свободным населением этих земель, подаренным монастырю или отдавшимся под его покровительство. А. — руководитель промышленного труда (ремесла и торговли) на льготных монастырских землях. А. становится членом феодальной иерархии: сюзереном по отношению к низшим. Так, А. монастыря Сен-Рикье во Франции имел 117 благородных вассалов, выступая и сам вассалом по отношению к высшим чинам. А., как правило, осуществлял все феодальные обязанности и права: организовывал светский суд для мирян, нес военные повинности, нередко сам становился во главе войска, чеканил монету и т. д. А., наряду с епископами и светскими магнатами, делили власть и землю средневековой Европы. На исходе Средних веков вместе с падением господствующего значения Церкви падает и высокое положение А. Светские государи все чаще вмешиваются в их выборы. Экономическая сила А. сохраняется до тех пор, пока церковная реформа 16 в. (в Германии и Англии), а затем антикатолические тенденции 18 в. не вызывают в разных странах ряд указов (декреты Национального собрания во Франции, меры Иосифа II в Австрии), конфискующих монастырские имущества. В некоторых протестантских государствах, напр. Ганновере и Брауншвейге, титул А. сохраняется за начальниками учреждений, основавшихся в стенах упраздненных аббатств. Во Франции в 18 в. появляется несколько типов полусветских А.: 1) придворный А., получивший аббатство в виде доходной статьи, но живущий вне его; 2) А. — младший член "благородной" семьи, предназначенный занять выгодное аббатство и заранее носящий титул и одеяние А.; 3) А. — монах, которого дух времени и отвращение к замкнутой жизни оторвали от его обители и бросили в сутолоку века. Многие из подобных отщепенцев составили славу политической мысли и просветительной литературы 18 в.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(лат. abbas, от арамейск. «або» - отец) - наименование настоятеля монастыря в Зап. Европе с 5 в. В более общем значении употребляется как название священнослужителя в католич. церкви.

Поделиться:

Реклама