Юнг - это...

ЮНa (Jung) Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психоаналитик, психиатр, культуролог Основатель аналитической психологии Доктор наук (1902, тема исследования - "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов"), профессор университетов в Цюрихе (1933-1941) и Базеле (1942) В 1948 в Цюрихе был образован Институт Ю В 1907-1912- один из ближайших сотрудников Фрейда В 1911-1914 - Президент Международного психоаналитического общества Основные сочинения: "О психологии Dementia prae cox" (1907), "Трансцендентная функция" (1916), "Об энергетике души" (1928), "Проблемы души в наше время" (1931), "Действительность души" (1934), "Психология и религия" (1940), "О психологии бессознательного" (1943), "Психология и алхимия" (1944), "Психология и воспитание" (1946), "Символика духа" (1948), "Символы трансформации" (1952), "Ответ Иову" (1952), "О корнях сознания" (1954), "Современный миф" (1958), "Подход к бессознательному" (1961) и др В книге "Метаморфоза и символы либидо" (1912) отверг сексуальную интерпретацию либидо Фрейдом, провозгласив трактовку либидо как психической энергии, выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда - всего лишь часть гораздо более обширного "коллективного бессознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках человеческой души), а также сформулировал идею архетипов - общечеловеческих первообразов - содержания коллективного бессознательного По Ю, оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами Динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и тп), согласно Ю, лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений В качестве основной задачи психотерапии полагал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики (интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности) Ю разработал типологию характеров ("Психологические типы"- 1921), в основе которой располагается выделение доминирующей психической функции (мышление, ощущение, интуиция, чувство) и преобладающей направленности на внешний и внутренний мир (экстравертивный и интравертивный типы) Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, астрологию, алхимию, психические расстройства, культуру и др Биология и психология интерпретировались Ю в духе "философии жизни" Ницше и Шопенгауэра, видевших и в культуре, и в разуме проявление таинственных жизненных сил Принадлежа к протестантской церкви, Ю считал ее косвенным источником психологического кризиса западной цивилизации в 19-20 веках, завершившегося невиданным распространением атеизма Остерегаясь этих тенденций, Ю тем не менее полагал, что они являют собой новую эпоху в эволюции культуры Запада По Ю, любой бог - только лишь символ Бога, обитающего внутри нас, в коллективном бессознательном, - следовательно, если мы перестаем верить в этот символ, мы сталкиваемся с Богом лицом к лицу У людей появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира Значительное внимание уделял разработке оригинальной концепции личности (вопросам ее становления, структуры и самореализации), которую частично изложил в работах "Отношения между Я и бессознательным" (1928), "Неоткрытое Я" (1957) и др В качестве основного содержания психической жизни человека принимал стремление личности к полному воплощению своих возможностей и потенций Наше "Я", по Ю, не является подлинным центром психики, его считает таковым лишь современный человек, сознание которого оторвано от бессознательного Необходима "амплификация" - расширение сознания, постигающего свои глубинные основания Эти психические процессы, ведущие также и к исчезновению невротических симптомов, Ю обозначил понятием "индивидуация" Подчеркивая мощь и опасность архаического наследия человечества, таящегося в структурах коллективного бессознательного, Ю отмечал, что психологически люди все еще пребывают на стадии детства У них пока нет необходимого опыта развития и биопсихической фиксации феноменов культуры Полагая, что основой культуры выступает прогресс символообразования, Ю истолковывал развитие культуры и человека как болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей Трагический разрыв между природой и культурой породил, по Ю, универсальный человеческий невроз, который значительно осложняется по мере прогресса культуры и деградации окружающей среды Индустриальная революция, по мнению Ю, еще более отдалила человека от его бессознательного и природы Это повлекло за собой усиление коллективных иррациональных сил, психическую инфляцию, обезличивание и атомизацию людей, появление массового человека с его труднопреодолимым стремлением к катастрофе Вследствие этого, по Ю, нарастает опасность возникновения различных массовых психозов и господства тоталитаризма Средствами для обуздания неискоренимой агрессивности людей и их неизбывного влечения к власти Ю считал демократию как форму организации общественной жизни и гуманистическое изменение жизненных ориентаций индивидов


Поделиться:

Реклама