Владимирский собор в Киеве - это...

В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси. Эта мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 года было собрано около 100 тыс. рублей. А Киево-Печерская лавра пожертвовала на строительство миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе.

Первоначальный проект собора принадлежал петербургскому архитектору И.В. Штрому и киевскому епархиальному архитектору П.И. Спарро. Позднее этот проект основательно переработал архитектор А.В. Беретти.

Собор был посвящен крестителю Руси — святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле — таким, какими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Владимирский собор был заложен в 1862 году, но его строительство, осложненное техническими трудностями, растянулось с 1862 по 1896 год. Возведением здания руководил академик В.Н. Николаев при участии архитектора К.Я. Маевского и инженера Д. Биркина. В процессе строительства в его проект архитектором Р.Б. Бернгардтом были внесены некоторые изменения.

Торжественное освящение собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания — 55 м, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 м. Фасад здания украшают мозаики работы художника А.Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала можно видеть литые бронзовые рельефы с изображениями княгини Ольги и князя Владимира Святого.

Владимирский собор в Киеве — это блестящий образец синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор снискал благодаря своим уникальным росписям. Собор расписывала группа выдающихся художников — В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А.Сведомский и В.А. Котарбиньский — под общим наблюдением профессора А.В. Прахова. Припоминая историю древнерусской живописи, Прахов в шутку называл Васнецова и Нестерова «греческими живописцами», а Сведомского и Котарбиньского — «фряжскими живописцами»: Васнецов и Нестеров придерживались традиционной русско-византийской манеры церковного письма, а учившиеся в Риме и Дюссельдорфе Сведомский и Котарбиньский, оба поляки, явно тяготели к европейской художественной школе.

А.В. Прахов является и автором проектов ряда деталей интерьера, в частности бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции.

Общая тема живописи собора — «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история Русской церкви: ее представляют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен, Христа ради юродивых — вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды...

Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В.М. Васнецову. Он исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур. Васнецов расписывал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место занимают масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре храма — «Богоматерь с Младенцем».

На того, кто впервые входит в собор, самое сильное впечатление производит образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына...

Традиционный образ Богоматери получил у Васнецова необыкновенно оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ называли «Васнецовской Богоматерью». Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ Богоматери наполнен любовью и красотой.

«Величие искупительных страданий за грехи мира и великая покорность этим страданиям — этот главный мотив русского религиозного настроения отразился со всей полнотой в божественно-прекрасных глазах нашей русской Мадонны, — писал один из современников. — Это не смиренная и несколько тупая покорность неведения Россетиевской Ancilla Domini (лат. "Раба Божия". — Ред.), не божественное спокойствие Дрезденской Мадонны Рафаэля, не экстаз ничем не омраченных непорочных дев Мурильо, — это человеческое проникновение в Божественный замысел и любовная покорность ему наряду с великим страданием и самоотречением».

Первоначально эскизы росписи Владимирского собора готовил М.А. Врубель, но они не были приняты в качестве окончательного варианта. Кисти Врубеля принадлежат росписи правого нефа собора.

Авторству М.В. Нестерова принадлежат четыре иконостаса боковых нефов, композиции «Рождество» и «Воскресение» на стенах хоров и композиция «Богоявление» на стене крещальни, а также ряд икон главного храма и приделов. Среди них особенно выделяются иконы святых князей Бориса и Глеба и святой княгини Ольги. Написанный на фоне характерного «нестеровского» пейзажа, образ князя Глеба исполнен печальной поэзии — как будто предчувствие близкой смерти от руки убийцы ложится отсветом на его одухотворенное лицо...

П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский вдвоем выполнили 18 композиций и 84 отдельные фигуры росписи собора. Среди них выделяются полные драматизма и трагического пафоса, отличающиеся необыкновенным реализмом композиции «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Распятие» (автором первых двух является П.А. Сведомский), яркие образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве».

Иконостас собора был изготовлен из дымчато-серого каррарского мрамора. Разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, России и Испании украшают интерьер храма. Из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова.

Владимирский собор сразу привлек внимание современников. Его художественные достоинства горячо обсуждались, о них много спорили, но всем было ясно, что в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века. Современники единодушно назвали Владимирский собор в Киеве «первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства».


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен...

Поделиться:

Реклама