Вирадж - это...

(др.-инд. сияющий или распространяющийся) - в древнеинд. мифологии олицетворение женского творч. начала. В "Ригведе" (X, 90, 5) В. родилась от Пуруши, а Пуруша от В. Как женское начало, воплощенное в корове, В. упоминается в "Атхарваведе" (VIII, 10, 24; XI, 8, 30). Другая версия содержится в "Манусмрити" (I, 32-33): Брахма делит свое тело пополам и дает начало мужчине и женщине, причем здесь В. связывается с мужским началом. Как мифологич. образ В. вскоре после ведийского периода исчезает, но становится важным понятием в умозрительной системе упанишад (творческий, материальный принцип, иногда слегка мифологизированный; так, по Шанкаре, В. - материя, супруга Индры как огня Вайшванары; в ряде случаев В. отождествляется с пищей) и в школе веданта.
В. Топоров


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. сияющий), персонификация женского творческого начала. Как творческий материальный принцип вирадж играет важную роль в философской системе Упанишад и школы веданты.
Философский словарь
(Санскр.) Индусский Логос в "Пуранах"; мужской Ману, сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил ". Согласно "Риг-Веде",...
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. Virâj, собств. «сияющий» или 4 распространяющийся»), в древнеиндийской мифологии олицетворение женского творческого начала. В «Ригведе» (X 90, 5) В. родилась от Пуруши, а Пуруша от В. Как женское начало, воплощённое в корове, упоминается В. в «Атхарваведе» (VIII Ю, 24...

Поделиться:

Реклама