Цвингли Ульрих - это...

ЦВИ́НГЛИ У́льрих (1484—1531) — теолог и религиозный деятель Реформации, основатель швейцарского протестантизма. Из семьи сельского старосты. Получил образование в университетах Вены (1498—1502) и Базеля (1502—1506), изучал Библию и теологию Фомы Аквинского. С 1506 г. приходский священник в Гларусе, где обрел известность критикой торговли швейцарскими наемниками. В 1514—1515 гг. он знакомится с трудами Эразма Роттердамского, а вскоре происходит и их личная встреча. Перевод Эразмом Нового Завета и широкий круг идей христианского гуманизма увлекают Ц. Став в 1516 г. священником в Эйнзидельне, он начинает активно проповедовать исключительное значение Священного Писания в нравственном преображении христиан. Позднее, как священник Великого собора в Цюрихе, в 1518 г. Ц. ведет систематическое проповедование по всем книгам Библии. Выжив во время эпидемии чумы 1519 г., Ц. проникся ощущением своей полной подчиненности воле Бога, что только укрепило его теологические убеждения. В этот период он начинает рассуждать о религии прежде всего как о внутреннем духовном состоянии. Достичь такого состояния можно, по мысли Ц., "моральной реформацией" — т. е. возвращением и отдельного человека, и общества в целом к евангельским идеалам смирения и покорности Богу. Нравственным примером в этом деле будет ИисусХристос, а путь укажет Слово Божие — Библия. Всякая проповедь, считал Ц., должна быть основана только на Священном Писании. Все внешнее в таком случае: церковные доктрины, ритуал, атрибутика, музыка и изобразительные средства — не имеет существенного значения. Более того, все это просто отвлекает христиан от благочестивого порыва.В 1521 г. Ц. стал членом магистрата — городского совета Цюриха, а уже в следующем году началась его реформаторская деятельность. Обоснование реформы Ц. изложил в трактате 1522 г. "О ясности и несомненности Слова Божьего", где предлагалось устранить из религиозной жизни все, что не освящено высшим авторитетом Библии. Допускалось несоблюдение постов, вступление духовенства в брак (сам Ц. сделал это в 1524 г.), пересматривался порядок богослужения. Резкое осуждение Ц. получила практика истолкования Библии с точки зрения церковных интересов, даже если они были выражены решениями Вселенских соборов. Читать Библию надо, наставлял Ц., оставив собственное мнение и груз философских либо теологических познаний. Иначе Слово Божие будет искажено и не дойдет до души верующего.Поначалу реформы Ц. проводились весьма осторожно; он даже был удостоен благожелательного письма папы римского. В 1523 г., однако, произошло резкое размежевание Ц. с католической иерархией. Он слагает сан священника. Цюрихский городской совет поддерживает реформаторские предложения опубликованных в этом году "67 тезисов" Ц. Здесь, в частности, отстаивалась идея государственной церкви, предлагалось ввести контроль магистрата над проповедничеством. Из церквей, согласно инициативе Ц., убирались образа и др. атрибутика. С 1525 г. в ряде швейцарских кантонов упразднялась месса, а монастыри стали передавать под школы и больницы.К этому времени относится противостояние Ц. недавним его единомышленникам Конраду Гребелю, Феликсу Манцу и др. по целому ряду теологических и социальных вопросов. Ранее Ц. разделял их идеи о недействительности крещения младенцев, пацифистские воззрения и критику частной собственности. Однако радикализм анабаптистов (термин, употребленный Ц. в трактате 1525 г. "Крещение, перекрещение и крещение младенцев") был чреват, по его мнению, разрывом с христианской традицией прошлого. Крещение, полагал Ц., может быть и не дает само по себе прощения грехов. Но все же оно — знак Завета Божьего и приобщает к вере. Явно звучит у Ц. и политический акцент: христианин — это хороший гражданин, он не должен быть вне забот о делах общины, религиозных и мирских. Эта идея сразу же стала актуальной, поскольку в 1525 г. началось движение за государственное объединение реформированных кантонов. В 1528 г., вслед за Цюрихом, цвинглианскую Реформацию принимают Берн и Базель.Особое место в деятельности Ц. занимали его отношения с Лютером. Он разделял многие взгляды немецкого реформатора, хотя их идейное созвучие не мешало Ц. иметь независимую позицию. Еще в 1524 г. Ц. высказался о хлебе и вине на Вечере Господней как лишь символах Тела и Крови Христа, вкушая которые верующий признает и благодарственно вспоминает некогда свершившийся акт боговоплощения. Лютер же отстаивал буквальное присутствие Тела и Крови "в, с, под" хлебом и вином, ссылаясь на текст Евангелия. Сначала полемика между ними шла письменно. В 1529 г. принц Филипп Гессенский пригласил обоих для очной дискуссии в Марбург. Лютеру и Ц. удалось придти к согласию по четырнадцати обсуждаемым статьям и по пяти пунктам пятнадцатой. Но последний вопрос остался спорным. Ц. отвергал физическое наличие человеческой природы Христа в Вечере Господней, утверждая ее пребывание на небесах, по правую руку Бога Отца. В причастии же хлеб и вино остаются самими собой, но по слову Христа становятся символами его присутствия. Лютер упорно возражал по этому пункту, требуя буквального понимания евангельского текста, и примирения достичь не удалось.В 1530 г. Ц. систематизированно излагает свои взгляды в труде "Исповедание веры". Одновременно участвует в войнах против альянса католических кантонов. Во время второй из них, в 1531 г. он был убит в сражении при Каппеле.


Поделиться:

Реклама