Церкви Старого Кито - это...

Город Кито, современная столица Республики Эквадор. Он был основан в 1534 году испанским конкистадором Себастьяном де Белалькасаром на землях индейцев киту, от которых и получил свое название.

Численность населения города, расположившегося у подножия горы Пичинча, долгое время росла крайне медленно. Бурный рост столицы Эквадора начался лишь во второй половине ХХ века, и сегодня численность населения Кито превышает 1 млн человек. Однако старый колониальный город, окруженный со всех сторон новостройками, не потерял своего неповторимого обаяния и остается одной из архитектурных жемчужин Нового Света. В 1978 году Старый Кито вошел число первых двенадцати культурно-исторических объектов, открывших список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Старый Кито представляет собой на редкость цельный и законченный ансамбль, со склонов горы Пинчи сияя белизной домов, терракотовыми черепичными крышами и позеленевшими от времени куполами и шпилями церквей.

В Кито очень мало старинных дворцов и роскошных аристократических особняков. Основу его застройки составляют одно- или двухэтажные, преимущественно каменные, дома с низкой крышей, отличающиеся неповторимым разнообразием деталей. Оранжево-бурая черепица крыш подчеркивает белизну стен, украшенных миниатюрными деревянными балкончиками.

Если для жилой застройки города характерно лишь скромное обаяние, то церкви и соборы Кито поражают размерами, пышностью и царственным великолепием. Храмов в старом Кито очень много — более шестидесяти. Большинство из них построены в стиле платереско и барокко, украшены живописью и полихромной скульптурой, резьбой и позолотой и являются настоящими музеями колониального искусства. По многочисленности церквей и богатству их убранства эквадорская столица занимает первое место в Латинской Америке, при этом по красоте внешнего декора и богатству внутреннего убранства многие церкви Кито не имеют себе равных не только в Новом Свете, но и в Европе.

Роскошь и великолепие церквей Кито связаны с тем, что еще в середине XVI столетия здесь родилась собственная художественная школа, получившая название «школа Кито». Еще в 1535 году монахи-францисканцы организовали в Кито первую в Южной Америке школу, где метисов и индейцев обучали европейским искусствам и ремеслам. В 1552 году она была расширена и преобразована в колледж Сан-Андрес. Детям индейцев монахи преподавали здесь уроки рисования и скульптуры, столярного дела, вышивания, ткачества, прививали навыки мастерства будущим каменотесам. Слава первого индейского колледжа искусств быстро перешагнула границы Эквадора и распространилась по всему Новому Свету. Из его стен вышли многие выдающиеся художники и скульпторы индейского происхождения, например знаменитый скульптор Капискара.

Так было положено начало уникальной художественной традиции, из которой в дальнейшем выросло все современное пластическое искусство Эквадора. Эта традиция дала миру замечательные образцы архитектуры, скульптуры и живописи, не имеющие себе равных в Новом Свете. Для произведений «школы Кито» характерны жизнерадостное мироощущение, светлые и яркие тона.

Самый знаменитый памятник города — иезуитская церковь Ла -омпанья, строившаяся в 1605—1735 годах. Еще тридцать лет продолжались работы по отделке фасадов. В результате этого многолетнего труда было создано выдающееся произведение искусства, которое сегодня называют «каменной жемчужиной Кито».

Главный фасад церкви Ла-Компанья, щедро украшенный скульптурным декором и резьбой по камню, сравнивают с персидским ковром или резной шкатулкой — так затейливо переплелись на его фасадах узоры, созданные искусными мастерами. Шесть витых колонн, поддерживающих портик центрального входа, изготовлены по образу тех, что поддерживают балдахин гробницы Святого Петра в соборе Святого Петра в Риме. Внутри храм поражает поистине филигранной резьбой по дереву. Стены украшены деревянными вызолоченными витыми колоннами, в промежутках между ними на золотом и цветном фоне — ярко раскрашенные скульптуры святых и картины на библейские темы, принадлежащие кисти испанских и эквадорских живописцев конца XVI — начала XVII века. Внутренняя поверхность купола выложена разноцветным стеклом, а массивный алтарь, покрытый листовым золотом, по мнению специалистов, является высшим достижением декоративно-прикладного искусства Испанской Америки.

Одну сторону площади Сан-Франсиско целиком занимает величественный ансамбль монастыря францисканцев (1534—1650 гг.) — великолепный образец колониальной архитектуры XVI—XVII веков. Этот грандиозный комплекс раскинулся на площади 30 тыс. кв. м и в общей сложности занимает четыре квартала. Монастырский собор Сан-Франсиско является самым старым зданием во всем Эквадоре. Его начали сооружать в 1534 году, сразу же после основания Кито. Фасады собора отличаются редким по красоте резным убранством и соперничают даже со знаменитой церковью Ла-Компанья. Внутри храм украшен золочеными резными деревянными панелями и многочисленными скульптурами. С обеих сторон к фасаду собора, увенчанного двумя высокими башнями, примыкают уходящие в глубь квартала старинные монастырские здания. Их узкие прямоугольные окна, похожие на бойницы, придают монастырю вид неприступной крепости.

Выходящая на площадь паперть собора Сан-Франсиско, покрытая мозаикой, связана с легендой об индейском мастере Кантунье.

По преданию, мастер Кантунья был сыном индейского вождя-касика и уже с детских лет отличался от сверстников своими необыкновенными способностями. Он учился во францисканском колледже Сан-Андрес и быстро превзошел в мастерстве всех своих сверстников. Да что там сверстников — даже опытных мастеров Кантунья мог заткнуть за пояс. Неудивительно, что, когда появилась необходимость построить паперть собора Сан-Франсиско, отцы-францисканцы избрали для ее строительства Кантунью.

Условия были довольно жесткими: паперть требовалось построить и украсить мозаикой в очень сжатые сроки. Однако время шло, а Кантунья и не собирался приступать к делу. Наконец, в его распоряжении осталась всего одна ночь — завтра утром надо либо предъявить сделанную работу, либо отцы-францисканцы призовут мастера к ответу. И тут перед Кантуньей предстал сам сатана, с которым мастер заключил соглашение: дьявол обязался до пяти часов утра выстроить паперть и тщательно украсить ее мозаикой, а взамен Кантунья обещал ему свою душу.

Едва часы на городской башне пробили пять, как паперть была совершенно готова, и дьявол позвал Кантунью принимать работу, а заодно и рассчитаться. Но Кантунья вовсе не собирался расставаться с душой: сметливый индеец обнаружил, что дьявол в спешке допустил брак: в мозаике не хватало одного камешка...

В результате сатана был посрамлен, а мастер получил от францисканцев щедрое вознаграждение за сделанную работу. Почти все эти деньги Кантунья раздал бедным, а на оставшиеся построил рядом с монастырем сохранившуюся до наших дней часовню Нуэстра Сеньора де лос Долорес, которую и сегодня горожане именуют часовней Кантуньи.

С Кафедральным собором связаны многие страницы истории Эквадора. На его стенах высечены имена основателей Кито — Себастьяна де Белалькасара, Диего де Альмагро и других деятелей эпохи конкисты. Внутри собора хранятся старинные боевые знамена, под которыми эквадорцы вели борьбу против испанцев, здесь же находятся могилы многих видных деятелей национальной истории и культуры, в том числе героя борьбы за независимость генерала Антонио Сукре, двух сыновей последнего императора инков Атауальпы, известного индейского художника и скульптора Каспикара и других.

Расположенный неподалеку от площади Независимости монастырь Сан-Агустин (XVIII в.) связан с важными событиями истории Эквадора: в его стенах был подписан первый Акт о независимости Эквадора. В зале, где была провозглашена независимость страны, воссоздана обстановка тех далеких лет. На стенах в золоченых рамах висят свитки с именами членов первого органа власти независимого Эквадора — патриотической хунты.

Архитектурный ансамбль монастыря Сан-Агустин выдержан в духе «школы Кито». Интерьер храма украшают многочисленные произведения местных мастеров — резчиков по дереву. Не менее великолепны и другие храмы города: Санто-Доминго, отличающийся красивым фасадом, Ла Мерсед со старейшими в городе башенными часами, сооруженными в 1817 году.

Кито, один из самых прекрасных городов Нового Света, привлекает к себе многочисленных туристов со всех концов мира.


Поделиться:

Реклама