Центрация - это...

Центрация [лат. centrum — центр круга] (в социальной психологии)— эффект, обнаруженный и описанный в гештальтпсихологии (В. Келер, М. Вертгеймер) при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффекта заключается в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне "фокуса внимания" при одновременном сжатии и некотором искажении периферийной части поля. Следствием Ц. является частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления "систематических ошибок" в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. Гештальттеоретики отмечали наличие эффектов Ц. не только в экспериментальных исследованиях восприятия, но и в полевых исследованиях мышления, а также и как более широких явлений культуры. Например, эффект Ц. был обнаружен в исследованиях по межличностному восприятию американского психолога С. Аша, который установил, что в создании целостного представления о личности другого человека некоторые его воспринимаемые качества выступают как центральные, вокруг которых группируются другие характеристики и качества. В качестве примера изменения Ц. в истории культуры приводилась смена космогонических концепций — от Птолемея, через Коперника и до Эйнштейна. В области политики эффекты Ц. наиболее видны в пропаганде, акцентирующей внимание на одних аспектах ситуации и смещающей внимание или прямо деформирующей другие факторы политической ситуации. Вертгеймер отмечал также, что во многих случаях Ц. причиной искажения восприятия ситуации является чрезмерное эгоцентрирование, не принимающее в расчет наличие других возможных позиций и точек зрения. В работах Ж. Пиаже обосновывалось качественное различие эффектов Ц. в восприятии и в интеллектуальных действиях. В качестве проявлений эффекта Ц. на высоких уровнях психической организации Пиаже также рассматривал эгоцентризм личности, религиозные и политические стереотипы на уровне общественного сознания и т.п. Особое внимание Пиаже уделял исследованию процесса децентрации как ключевого механизма преодоления смысловых искажений, вносимых эффектами Ц.

Е.Н. Емельянов


Определения, значения слова в других словарях:

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. - Ильин В.А.
Центрация [от лат. centrum — центр круга] — эффект, впервые зафиксированный в рамках исследования зрительных иллюзий гештальт-психологами (В. -Келлер, М. -Вертгеймер и др.), в содержательно психологическом плане выражающийся в склонности дифференцированно фиксировать,...
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Центрация [лат. centrum — центр круга] — эффект, описанный в гештальтпсихологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертгеймером при исследовании зрительных иллюзий. Суть эффектов Ц. заключается в том, что элементы, на которых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с...
Психологический словарь
- понятие генетической теории Ж. Пиаже - , выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство ""эгоцентризма"" в процессе мышления - и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов.
Психологическая энциклопедия
(англ. centration) - термин, используемый Ж. Пиаже в 2 смыслах: 1) син. понятия -эгоцентризм-, характеристика процесса мышления; 2) фиксация органов чувств на воспринимаемом объекте, характеристика процесса восприятия.Ц. в первом смысле Пиаже противопоставлял децентрацию -...
Психологическая энциклопедия
- 1. Эффект, обнаруженный в гештальт-психологии немецкими психологами В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании иллюзий зрительных; состоит в том, что элементы, на коих фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными: поле восприятия как бы расширяется в зоне...

Поделиться:

Реклама