Собор в Утрехте - это...

Старинный голландский город Утрехт иногда сравнивают с Венецией — здесь очень много воды. Реки Кромме-Рийн (Извилистый Рейн), Уде-Рийн (Старый Рейн), Вехт и канал Рейн-Амстердам пересекают город во всех направлениях. Вероятно, именно обилие естественных преград натолкнуло римских полководцев на мысль основать здесь крепость Траектум-ад-Рейн — Брод-на-Рейне. Спустя столетия римское название Trajectum ad Rhenum трансформировалось в Ультраектум (Ultrajectum) и, наконец, в Утрехт.

В 696 году франкский король Пипин II построил здесь небольшую церковь, ставшую центром обширного архиепископства, которое возглавил Виллиборд, английский миссионер, проповедовавший Благую весть в «Нижних Землях» — Нидерландах и обративший в христианство едва ли не все население Фризии. Роль Утрехта как главного миссионерского центра на северо-западе Европы (интересно, что единственный римский папа голландского происхождения, Адриан VI, был уроженцем Утрехта) вскоре сменилась ролью самого богатого и процветающего города Нидерландов. Вплоть до XV столетия он был главным экономическим центром страны. И хотя в итоге Утрехт уступил это звание своему более молодому сопернику Амстердаму, он еще долгие годы оставался важным центром общественной жизни. Знаменитая Утрехтская уния, объединившая в 1579 году семь северных голландских областей в борьбе против испанского господства, стала основой независимого Королевства Нидерланды.

Пик расцвета Утрехта приходится на XI—XIII века. Именно в это время в городе был заложен новый кафедральный собор, посвященный святому Мартину Турскому, — Синт-Маартенскерк, или просто Дом («Собор»). Он до сих пор остается самым большим собором страны и единственной церковью в Нидерландах, выстроенной в стиле высокой готики — даже при том, что в отличие от французских соборов Синт-Маартенскерк имеет только одну башню. Все другие готические церкви в Нидерландах принадлежат к одному из многих провинциальных вариантов этого стиля.

Строительство Утрехтского собора велось с 1254 года до середины XVI столетия и было прервано начавшимися религиозными войнами. В эпоху Реформации город стал оплотом кальвинизма и оставался им в течение многих столетий. В 1572 году, на волне протестантского иконоборчества, было уничтожено почти все скульптурное убранство храма, и когда церковь наконец была возвращена к жизни, многие части огромной постройки находились на грани разрушения. Катастрофа не замедлила произойти: в 1674 году страшный ураган, обрушившийся на город, буквально стер с лица земли недостроенный и плохо укрепленный неф собора. На его месте осталась лишь заваленная кирпичами и камнем яма. Разрушенную часть так и не восстановили, и по сей день Утрехтский собор удивляет туристов своим неестественным обликом: между удаленными друг от друга башней и алтарной частью зияет пустое пространство, вымощенное брусчаткой, на фоне которой линии, выложенные из светлого камня, обозначают место, где некогда стоял центральный неф храма...

Надо сказать, что такое раздельное существование башни и собора отчасти было уже заложено в проекте: когда Синт-Маартенскерк еще только строился, настоятель соседней церкви Синт-Сальватор потребовал, чтобы дорога, ведущая к его храму, была оставлена, иначе его прихожанам придется постоянно обходить громаду кафедрального собора. В результате башня и собор превратились в отдельно стоящие объекты, которые, подобно мостику, соединяла небольшая часовня с проходом под ней. Этой часовни тоже давно уже нет, и могучая восьмигранная башня собора Синт-Маартенскерк сегодня одиноко вздымается в небо, подобно мачте ушедшего под воду корабля.

Башню строил в 1321—1382 годах голландский архитектор Ян ван ден Дум, известный также под именем Иоганна де Ганновиа. В Нидерландах всегда ощущался недостаток в пригодном для строительства камне, и поэтому башня, как и весь собор, построена из кирпича песочного цвета. После того как верхушку башни увенчал в 1380 году узкий октагональный фонарь, ее высота стала составлять 113 м — это самая высокая постройка подобного рода в Нидерландах. По ее образцу было построено несколько колоколен в других голландских городах.

На вершину башни ведет лестница из 465 ступеней. Семь колоколов помещены сюда уже в 1660 году, после завершения бурного периода религиозных войн. Нижняя часть башни украшена стройными арками, над которыми тянется изящная каменная балюстрада. Высокие двери на западном фасаде когда-то служили главным входом в церковь.

К восточной стене башни примыкают и небольшие части разрушенного нефа. Несмотря на то что в разное время выдвигались различные проекты его восстановления, власти Утрехта не пошли на этот шаг, мудро рассудив, что лучше иметь неполный, но подлинный ансамбль средневековых готических построек, чем полностью воссозданный новодел.

Лишенный декора, собор в Утрехте имеет довольно суровый вид. В разных местах постройки до сих пор можно видеть следы разрушений, причиненных собору протестантами в 1572 году. В настоящее время храм, помимо башни, состоит из хора, трансепта и двух капелл, примыкающих к основному зданию с южной стороны. Попасть внутрь можно, пройдя через Клостерганг — небольшое аббатство XIV века, связывающее собор с бывшим домом каноников (1409 г.), служащим сегодня главным актовым залом Утрехтского университета. Неизгладимое впечатление на посетителей собора производит великолепное убранство хора, высотой 35 м. Окна трансепта вытянуты почти во всю высоту стены и имеют изящные ажурные переплеты.

В хоре расположены несколько великолепно выполненных надгробий, среди которых выделяется надгробие епископа Ги ван Авена (ум. в 1317 г.), покрытое изысканным орнаментом. Утрехтский собор известен и тем, что в нем похоронены сердца двух императоров Священной Римской империи — Конрада II (1024—1039 гг.) и Генриха V (1106—1125 гг.).


Поделиться:

Реклама