Собор в Наумбурге - это...

Собор в небольшом немецком городке Наумбург, где находилась епископская кафедра, начали сооружать около 1210 года. Строительство храма растянулось, как водится, на долгие годы, и в облике романского по стилю собора в XIII—XIV веках уже появились раннеготические элементы. Над кровлей собора вознеслись четыре высокие башни, контрастируя с приземистым, тяжелым зданием храма, в котором еще сохраняется крепостной облик. Толстые стены и стрельчатые окна, напоминающие бойницы, отчасти усиливают это впечатление.

Несмотря на внешнюю суровость, внутри собор очень «человечный». В его убранстве выделяются высокая каменная кафедра, украшенная скульптурами. Спинки деревянных сидений с балдахинами покрыты пышной резьбой в виде листьев.

Строительство собора уже шло к концу, когда около 1240 года в Наумбург приехал великий скульптор Средневековья, имя которого... неизвестно до сих пор. Его просто называют «Мастер из Наумбурга». Историки искусства уже давно «идут по его следам». Известно, что он учился во Франции, в 1125—1130-х годах работал над скульптурным убранством Амьенского собора и собора в Нуайоне, не исключено, что его резец оставил свой след в скульптуре Реймского собора. Следы его творчества обнаружены и в германских городах Метце и Майнце.

Это был замечательный художник выдающегося дарования. На фоне европейской готики XIII столетия его произведения выделяются своим поразительным реализмом и отважным нарушением канонов и норм средневекового искусства.

«Мастер из Наумбурга» на протяжении десяти лет возводил западный хор Наумбургского собора в раннеготическом стиле. Восточный хор переделан в XIV веке в стиле уже зрелой готики.

С конца 1240-х годов мастер приступил к украшению западного хора скульптурой. Очевидно, что в те годы под руководством «Мастера из Наумбурга» находилась целая мастерская. Так, на рубеже 1240—1250-х годов в западном хоре Наумбургского собора появилась серия выдающихся произведений средневекового европейского искусства, ставших сегодня классикой.

Вершиной творчества «Мастера из Наумбурга» являются двенадцать фигур донаторов — основателей Наумбургского собора. Это первая портретная галерея в средневековой Европе, удивительная по яркости изображения характеров, которая не имеет аналогов ни в одной из стран. Скульптуры Наумбургского собора называют кульминацией развития немецкой скульптуры XIII века. Среди двенадцати скульптур западного хора, выполненных почти в человеческий рост, особенно выделяются знаменитые портреты Мейсенского графа Эккехарда и его жены Уты — величественной, гордой и одновременно глубоко чувствующей и трепетной. Образ графини Уты, изваянный великим мастером, является одним из лучших образов женщины в мировом изобразительном искусстве и стоит в одном ряду с таким шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона.

Ограду западного хора украшает цикл рельефов «Страсти Христовы». Это первое в монументальном искусстве Германии воплощение евангельского повествования о страданиях и смерти Христа. Первый рельеф, «Тайная вечеря», напоминает сцену крестьянской трапезы — грубые миски, нарезанный толстыми ломтями хлеб. Апостолы — широкоскулые, коренастые, напоминающие немецких крестьян — с жадностью, как будто изголодавшись за день, набросились на еду. Среди них резко выделяются две фигуры. В центре композиции — Христос. Его взгляд, задумчивый и ясный (как такое можно передать в камне?), поражает. Снисходя к человеческим слабостям, участвуя в общей трапезе, он тем не менее уже не здесь, он — в завтрашнем дне, где его ждут суд и мучительная казнь. Протягивая Иуде кусок хлеба, Христос осторожно придерживает другой рукой широкий рукав, чтобы не испачкать его. Задумчивому и светлому образу Христа вторит фигура сидящего у края стола немолодого бородача. Его взгляд говорит о том же: он понял мысли Учителя. И в атмосферу вечерней трапезы крепких здоровых мужчин врывается щемящая трагическая нота: этот вечер — последний...

В рельефе «Христос перед Пилатом» мастер удивительно ярко передал бешеную ярость врагов Христа и сомнения Пилата. Но Христос выше их — в его фигуре сквозит спокойная отрешенность, внутреннее согласие в волей Отца.

Реализм и подчеркнутая «светскость» наумбургских скульптур побудили некоторых исследователей искать связь между ними и средневековым еретическим движением вальденсов. Однако позднейшие исследования опровергают эти предположения: собор в Наумбурге был епископской кафедрой, и епископ Наумбургский лично участвовал в разработке художественного оформления храма. Это исключает воздействие вальденской ереси на образы знаменитых скульптур Наумбургского собора.

Скульптуры Наумбургского собора связаны с французской готикой, и это естественно — «Мастер из Наумбурга» учился и работал во Франции. Во многих мотивах Наумбургского собора можно усмотреть влияние скульптурного убранства собора в Реймсе. Однако в произведениях «Мастера из Наумбурга» ясно присутствует немецкая художественная традиция.


Определения, значения слова в других словарях:

Величайшие храмы мира
В 768 году правителем объединенного Франкского государства стал Карл Великий. За время долгого и блестящего правления ему удалось объединить под своим скипетром почти все христианские народы Европы, и папа римский Лев III короновал его в качестве первого императора Священной...
Величайшие храмы мира
Визкирхе в переводе означает «Церковь на лугу» (нем. die Wiese — луг, лужайка). Эта всемирно известная жемчужина рококо расположена на небольшой возвышенности, в центре обширного зеленого луга, и видно ее далеко окрест. Но чем было вызвано сооружение такого необычайно...
Величайшие храмы мира
Жители небольшого немецкого городка Бамберг, расположенного в сердце Верхней Франконии, любят говорить, что их город стоит на семи холмах, подобно Риму, имеет сеть каналов и водных путей, подобно Венеции, и столь же красив, как Прага. Тот, кто побывал в Бамберге, согласится,...
Величайшие храмы мира
Вормс — один из самых древних городов Германии. Древнее его только Трир. На холме, где сегодня стоит Вормсский собор, люди жили еще три тысячи лет назад. Пришедшие сюда в середине II тысячелетия до н.э. кельты назвали свое поселение Борбетомагус (Borbetomagus) — «поселение в...
Величайшие храмы мира
Старинный немецкий город Фрейбург-им-Брейсгау живописно расположился у подножия горы Шлоссберг, среди отрогов Шварцвальда. Первое упоминание о нем в исторических источниках относится к 1091 году. Расположенный на важных торговых путях Средневековья, Фрейбург быстро стал...
Величайшие храмы мира
Подобно Аахену, южнонемецкий город Регенсбург (Ратисбон) был некогда столицей империи Каролингов. Его прошлое уходит в глубь веков. Город возник как кельтское поселение при слиянии двух рек — Дуная и Регена. Выгодное стратегическое положение не раз делало Регенсбург яблоком...
Величайшие храмы мира
В эпоху раннего Средневековья Трир являлся одним из наиболее цветущих германских городов, и именно к этому периоду относится строительство Трирского собора — самой старой из всех немецких церквей. Вот уже более полутора тысяч лет в нем продолжаются богослужения. «Есть на земле...
Величайшие храмы мира
Готический стиль пришел в Германию довольно поздно, и церкви, построенные до 1230-х годов, несут в себе еще черты романской архитектуры. Однако восприняв новые веяния, немецкие зодчие внесли свой вклад в развитие готики. Храмы, созданные в Германии в период господства этого...
Величайшие храмы мира
До 22 марта 1945 года немецкий город Хильдесхайм, расположенный в земле Нижняя Саксония, в 28 км к юго-востоку от Ганновера, славился своим колоритным обликом и многочисленными памятниками архитектуры, создававшимися на протяжении девяти столетий. Но для того чтобы уничтожить...
Величайшие храмы мира
Величественный романский собор в Шпейере, бывшем имперском городе в среднем течении Рейна, в области Пфальц, был заложен около 1030 года по повелению императора Конрада II (1024—1039 гг.) как фамильная усыпальница императоров из династии салических франков (1024—1125 гг.),...

Поделиться:

Реклама