Саграда Фамилия - это...

Церковь Саграда Фамилия, расположенная неподалеку от центра Барселоны, вероятно, один из самых необычных в мире христианских храмов как по внешнему виду, так и по истории его сооружения. Собственно, и история-то эта еще незакончена. Только вот кто возьмется достраивать ее после гениального, известного своими странностями мастера, если план строительства так и остался у него в голове?

Саграда Фамилия, церковь Святого Семейства, — главное творение всемирно известного испанского архитектора Антонио Гауди. В истории архитектуры творчество Гауди стоит особняком. Его видение того, каким должно быть здание, настолько индивидуально, что невозможно даже сравнить его с кем-либо из архитекторов. Хотя конечно же он черпал вдохновение во многих архитектурных стилях возведения и оформления зданий — готическом, мавританском, в стиле модерн, однако элементы всех этих стилей трансформировались его воображением в совершенно необычные, ни с чем не сравнимые, захватывающие дух конструкции.

Антонио Гауди-и-Корнет родился в небольшом городке Реус неподалеку от Таррагоны, в Каталонии. Его отец был медником, и этот факт оказал немалое влияние на проявившееся впоследствии пристрастие Гауди к художественному литью. Всю жизнь Гауди испытывал почтение к мастерам своего родного края. Изделия из кованого железа были народным промыслом Каталонии, и многие творения Гауди сделаны из этого материала его собственными руками.

В 70-х годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году. В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виоле ле Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рескина. Провозглашенная ими декларация: «Декоративность — начало архитектуры» — полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди. Но тем не менее собственный творческий почерк Гауди совершенно неповторим.

Строительство грандиозного кафедрального собора в Барселоне, посвященного Святому семейству (La Sagrada Familia), стало делом жизни Антонио Гауди. Он работал над его проектированием и сооружением 43 года. Глубоко религиозный человек, он задумал собор как архитектурное воплощение Нового Завета. Лепные рельефы фасадов должны были представить всю земную жизнь и дела Христа.

Строительство церкви, посвященной Святому семейству, городские власти Барселоны начали еще в 1883 году. Первоначальный проект храма принадлежал архитектору Франсиско де Вильяру. Де Вильяр задумал возвести церковь в неоготическом стиле, но успел только построить крипту под апсидой. В 1891 году главным архитектором строительства стал Антонио Гауди.

Строительство собора продолжалось все последующие годы жизни Гауди. С самого начала он решил не следовать путем обычной архитектуры неоготического стиля. Церковь должна была быть готической только по духу, имея план в форме латинского креста, но во всем остальном Гауди намеревался использовать свой собственный язык визуальных образов.

Следуя своему обычному методу, Гауди не составлял предварительных планов работ. Он скорее набрасывал в общих чертах основные формы строительства, а затем импровизировал по мере продвижения вперед. Для этого ему необходимо было постоянно присутствовать на строительной площадке, и в итоге он переселился в одну из комнат в недостроенном здании собора. Наблюдая за постройкой, Гауди постоянно вмешивался в ход работ: ему приходили в голову неожиданные мысли, и он во что бы то ни стало стремился их воплотить, иногда даже останавливая работы и приказывая сломать уже построенное... Так над домами Барселоны начало подниматься одно из самых удивительных в мире сооружений, вызвавшее некоторое замешательство у горожан: какая же это церковь? Это не то муравейник, не то вырастающий из земли сталагмит, каменная сосулька!

По замыслу Гауди все три фасада должны были иметь стилистически одинаковое оформление и увенчиваться четырьмя высокими башнями криволинейных очертаний. В результате над храмом возвышались бы двенадцать башен, каждая из которых символизировала бы одного из двенадцати апостолов. А каждый из трех фасадов был посвящен одному из трех центральных сюжетов земной жизни Христа: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». Фасады должны были украшать огромные панно и рельефы на соответствующие темы.

Несмотря на то что Гауди строил храм на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть трансепта и апсида, составляющие бульшую часть этого величественного здания, до сих пор недостроены. Более того — и сам Рождественский фасад был достроен только в 1950-е годы.

С 1914 года Гауди все свои силы отдавал строительству храма. Все более углубляясь в себя, он становился все более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение, жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство церкви (пожертвования были единственным источником финансирования строительства, поэтому она строилась так долго). Храм стал его навязчивой идеей. В 1926 году, направляясь в близлежащую церковь к вечерне, недалеко от строительной площадки он был сбит трамваем. Никто не узнал в старике, одетом в поношенную одежду и похожего на бродягу, известного всей Барселоне архитектора. Он был отправлен в госпиталь Святого Павла и Святого Креста — больницу для бедных. Через два дня в возрасте 74 лет Антонио Гауди умер. Он похоронен в крипте недостроенного им собора.

Было много дискуссий о том, надо ли завершать церковь после смерти Гауди. Однако несколько неудачных попыток продолжить строительство гениального творения мастера только подчеркивают индивидуальность, необычайную пластическую выразительность и силу его искусства. Опыты Гауди в общем-то остались уникальными в истории архитектуры. Извечная задача архитектуры — совместить красоту и целесообразность конечно же не могла «благословить» зодчих на «запуск в серию» замыслов Гауди.

Церковь Саграда Фамилия, даже недостроенная, и сегодня поражает воображение. Стоит ли говорить, как удивлялись барселонцы, когда она как диковинное, фантастическое растение вырастала на их глазах! И как это часто бывает, зритель оказался неподготовленным к восприятию столь непривычных архитектурных форм. Судьба этого сооружения схожа с судьбой Эйфелевой башни. Одни озадаченно молчали и пожимали плечами, другие ругали, поносили здание, называли «каменным кошмаром». Но минуло время, и люди увидели в нем то, чего не смогли разглядеть вначале. И постепенно оно стало главной архитектурной достопримечательностью Барселоны, как башня Биг-Бен в Лондоне, собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, Эйфелева башня в Париже.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Испания (I Мак. VIII, 3, Рим. XV, 24-28). В древности под сим названием разумелся весь Ибирийский или Пиринейский полуостров, вместе с Португалией, который изобиловал между прочим серебряными и золотыми рудниками. Граничит на с. Пиринейскими горами, отделяющими оный от Франции;...
Величайшие храмы мира
В 711 году воины Арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились лишь завоеванием Пиренейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиренеях оставалось крошечное...
Величайшие храмы мира
Город Бургос — древняя столица Кастилии, расположен на реке Арлансон, притоке Дуэро. В 882 году, после того как король Альфонсо III Леонский отбил этот город у мавров, граф Диего Родригес Порселос выстроил здесь хорошо укрепленный замок, которому суждено было сыграть большую...
Величайшие храмы мира
Валенсия — третий по величине город Испании, расположенный в устье реки Турия. Когда-то так назывался и сам город, так как здесь располагалась древнегреческая колония Турис. Позже город перешел под власть Карфагена. «Второе рождение» Валенсии связано с именем римского консула...
Величайшие храмы мира
Гранада — последний оплот мавров на Пиренеях. С ее падением 2 января 1492 года закончился период Реконкисты — длительной борьбы испанцев за освобождение от арабского владычества. Памятником освобождения Гранады от мавров и общественным центром города стал собор, строительство...
Величайшие храмы мира
Леон — в прошлом столица одноименного королевства, сыгравшего решающую роль в истории Реконкисты. Именно здесь были заложены основы объединенного испанского государства, первоначально именовавшегося Королевством Кастилии и Леона. Основание Леона относится еще к римским временам...
Величайшие храмы мира
Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места — «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор...
Величайшие храмы мира
«Корона Испании и свет всего мира» — так когда-то называли Толедо, древнюю столицу Испании. История города теряется в глубокой древности. Древнеримский историк Тит Ливий писал о том, что в 193 году до н. э. римские легионы консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса взяли после...
Величайшие храмы мира
За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов, а затем перешла под скипетр испанских королей. Одна эпоха сменяла другую, и вместе с каждой эпохой уходили в прошлое ее памятники, а их место занимали другие. Сегодняшний...

Поделиться:

Реклама