Пелагиане - это...

ПЕЛАГИА́НЕ — последователи течения в христианстве, получившие свое название по имени Пелагия (ок. 354—420)

Пелагий учил, что человек по своей природе добр, а если и уклоняется от добра, то только посредством своей свободной воли. Грех Адама, согласно учению Пелагия, не распространяется на все человечество. Каждый волен выбрать, идти ли ему путем греха, или же путем самоусовершенствования. Человек может сам побороть грех. Христос в учении Пелагия выступает как пример абсолютной святости, которая может быть достижима человеком.

Против пелагианства выступал в своих сочинениях Августин. В 418 г. учение Пелагия и его ученика Целестия было окончательно осуждено римскими властями.

Позднее, в V—VI вв. семипелагиа́не (полупелагиане) пытались примирить учение Пелагия и Августина, подчеркивая необходимость взаимодействия человеческой воли и божественной благодати. Семипелагиане придерживались религиозного учения о человеческой природе, получившего свое развитие в V в. в Галлии и занимавшее серединное положение между доктринами св. Августина (отрицал участие человека в деле своего спасения) и Пелагия (считал возможным спасение посредством постоянной работы над собственным совершенствованием).

Название "полупелагианцы" последователи учения Иоанна Кассиана получили от схоластиков. Августин называл их "массилийцами" ("массилианами").

Наиболее крупным представителем учения полупелагиан был Иоанн Кассиан (Кассиан Римлянин). Иоанн Кассиан учил, что благодать как необходимое условие для спасения дается всем, но, согласно Божественному предведению, не все люди ее принимают. Т. о., человек имеет нравственную свободу для того, чтобы принять Божественную благодать. Учение Кассиана было осуждено как еретическое на нескольких соборах в начале VI в.

Литература: Лебедев П. Пелагианство М., 1866; Кремлевский А. М. История пелагианства и пелагианская доктрина. Казань, 1898.


Поделиться:

Реклама