Норманнские церкви Сицилии (Палатинская капелла, Чефалу, Монреаль) - это...

Известно, что «на стыках» различных культур благодаря взаимодействию несхожих элементов обычно возникают самобытные оригинальные формы. Такова блистательная культура Сицилии XII столетия.

Этот остров постоянно подвергался нападениям со стороны византийских, арабских, норманнских завоевателей. Впервые норманны появились в Сицилии около 1017 года. По преданию, сорок норманнских рыцарей, возвращавшихся их Святой земли, оказались в сицилийском порту Салерно во время набега африканских пиратов. Их помощь пришлась как нельзя кстати, и с тех пор арабские правители Салерно стали регулярно приглашать на службу норманнов. А с 1080-х годов норманны стали полновластными хозяевами Сицилии и всего юга Италии.

Норманнские короли из династии Отвилей правили островом более ста лет, оставив после себя богатое архитектурное наследие. В средневековой культуре Сицилии причудливо сплелись Запад и Восток. Одни сицилийские церкви напоминают мечети, другие — христианские базилики. В их интерьерах золотые византийские мозаики и резьба по цветному мрамору удивительным образом гармонируют с арабскими сталактитовыми потолками, расписанными египетскими художниками. Храмы, которые оформляли византийские художники, были построены западными архитекторами.

Еще в 1077 году столица Сицилии Палермо перешла в руки норманнских королей, оставшись, впрочем, наполовину арабским городом. При короле Рожере II (1105—1154) здесь был сооружен дворец, образцом для которого послужил дворец кордовских халифов. Однако норманнские короли Сицилии в гораздо большей степени подражали византийским императорам — даже в мельчайших деталях костюма. Сооружая свои великолепные храмы, они хотели, чтобы их мозаики создавали атмосферу блеска, которая была присуща придворной жизни Константинополя. Рожер II украсил мозаиками жилые комнаты дворца и маленькую дворцовую Палатинскую капеллу (1131—1143) — один из самых причудливых и роскошных храмов мира. Стены капеллы сплошным ковром покрывают мозаики, где на золотом фоне застыли фигуры святых, выполненные греческими мастерами и украшенные арабскими мастерами-орнаменталистами. В апсиде помещено мозаичное изображение Христа Пантократора, в то время как расписной деревянный потолок со сталактитами выполнен по образцу Кордовской мечети. Особенностью Палатинской капеллы является полумрак, царящий в храме. В таинственных сумерках особенно рельефно выступают на золотом фоне фигуры святых и подчеркнуто торжественно выглядит роскошное убранство капеллы.

Знаменитый собор в Чефалу, крупнейшее норманнское сооружение в Сицилии, был построен Рожером II в качестве усыпальницы в 1131—1148 годах. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись над входом. Собор в Чефалу — одна из самых прекрасных романских построек Сицилии. Сооруженный из теплого коричневатого известняка, он скорее напоминает крепость, чем храм. Маленькие узкие окна пробиты лишь в верхней части толстых гладких стен; их нижняя часть почти глухая. Еще большее сходство с замком придают собору могучие контрфорсы, подкрепляющие нависшую над обрывом алтарную часть храма.

Протяженность центрального нефа — 73 м, трансепта — 30 м. Скромная аркада с романскими колоннами отделяет центральный неф от боковых. Храм бескупольный и практически лишен сводов: черепичная кровля уложена прямо на деревянное стропильное перекрытие. Только южный трансепт имеет каменный цилиндрический свод.

В 1148—1170-х годах собор был украшен мозаиками, выполненными греческими мастерами из Константинополя. До наших дней сохранилась лишь та часть мозаик, что украшает апсиду собора. Здесь находится мозаичное изображение Богоматери Оранты, окруженной архангелами. Под ней двумя рядами расположены апостолы, стоящие рядом друг с другом. Верхнюю часть апсиды занимает поясное изображение Христа. Его образ господствует во всем пространстве огромного храма. Он держит Евангелие в левой руке и правой благословляет присутствующих в храме. Руки Иисуса как будто хотят обнять зрителя. При всем величии образа в нем присутствует душевная доброта, легкая грусть, задумчивая красота.

Грандиозный собор Санта-Мария ла Нуова в Монреале (1174—1189) — самая богатая и великолепная романская постройка Сицилии. Более двухсот колонн, украшенных затейливой резьбой, поддерживают его стрельчатые арки. Просторный храм буквально залит солнцем, в лучах которого искрится золото мозаик. Собор был украшен византийскими художниками, которым помогали местные мастера. Заказчиком мозаик был король Вильгельм II Добрый (1174—1189 гг.), который погребен в крипте собора. В апсиде, как и в Чефалу, помещено мозаичное изображение благословляющего зрителя Христа Пантократора. Образ Христа приобрел здесь грозную величественность, он стал холоднее и неприступнее. Но блеск золота, наполняющий собой необъятное пространство величественного храма, поражает еще больше, чем в Чефалу.

На стенах храма помещены две посвятительные сцены: Вильгельм II подносит построенный им собор Богоматери, и его же коронует Христос. Здесь же разместились 130 сцен их Ветхого и Нового Завета, Деяний апостолов Петра и Павла.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Италия (Деян. ХVIII, 2, XXVII, 1, 6, Евр. ХIII, 24) — общеизвестное европейское государство, в котором во дни Господа Иисуса Христа и апостолов столицей был г. Рим на р. Тибре. В Новом Завете означенным словом указывается на полуостров Италийский, простирающийся от Альпийских...
Величайшие храмы мира
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений Средневековья. Его менее всего можно назвать готическим. Но, несмотря на это, Миланский собор — выдающийся и пожалуй лучший образец итальянской готики! Собор в Милане...
Величайшие храмы мира
Все, что минутно, все, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота Уже не ввозят мозаик, И догорает позолота В стенах прохладных базилик, — писал об этом удивительном городе Александр Блок. Равенна...
Величайшие храмы мира
«Воспоминание о Сиене в ряду других итальянских воспоминаний остается самым светлым и наиболее дорогим. Вдали от Италии образ этого благороднейшего тосканского города, как ничто другое, заставляет грустить о прошедших и счастливых странствиях. В нем соединяется все то, что...
Величайшие храмы мира
Римский Пантеон — грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117—138). Это величественное здание считается не только величайшим шедевром римской архитектуры, но и памятником всемирно-исторического значения. Пантеон — это храм всех богов,...
Величайшие храмы мира
Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое самостоятельное сооружение, стоящее где-то на отшибе и живущее своей самостоятельной жизнью... Ничего подобного. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария...
Величайшие храмы мира
Флоренция — центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X—XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление. Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над обликом...
Величайшие храмы мира
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и...
Энциклопедия мифологии
В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов перебраться далее, на земли...

Поделиться:

Реклама