Мечеть Бамба в Тубе - это...

Среди пыльных равнин Восточного Сенегала, в 170 км к востоку от столицы страны Дакара, высится знаменитая Большая мечеть Туба, или Бамба, построенная в 1926—1927 годах над гробницей глубоко почитаемого святого шейха Амаду Бамбы. Сегодня эта мечеть является главным местом паломничества у мусульман Западной Африки.

История ислама в Сенегале насчитывает более тысячи лет. Первые общины приверженцев этой религии появились здесь в начале XI столетия, а к началу ХХ века большинство населения Сенегала было полностью исламизировано. Однако местная разновидность ислама заметно отличается от традиционных суннизма или шиизма, исповедуемых в большинстве других мусульманских стран. Ислам Сенегала подобен скорее мистической суфийской традиции, которая характеризуется почитанием духовных лидеров (живых или мертвых), обладающих «барака» — благодатью, божественным благоволением. Наличие «барака», согласно поверьям, делает его обладателя способным исцелять физические болезни и обеспечивать духовное спасение его последователям. Таким образом, вокруг обладателя «барака» образуется религиозное братство, члены которого при вступлении клянутся в верности своему духовному лидеру — «марабуту».

Сегодня религиозные братства, управляемые марабутами, объединяют большинство мусульман Сенегала и соседней Мавритании. В Сенегале главными братствами являются «Квадрийя» («Саадир»), «Тиджанийя» («Тиджаан») и братство мюридов, основанное святым шейхом Амаду Бамбой (1850—1927), известным также как Ахмад бен Мохаммед бен Алла Авива, или Хадиму Расул. Он был сыном марабута братства «Квадрийя», и, по убеждению его приверженцев, обладал «барака» невероятной силы. Последователи Бамбы считали его пророком, посланцем Аллаха. Один из основных догматов ислама, как известно, состоит в том, что после пророка Мухаммеда вплоть до Страшного суда не может быть никаких других пророков, но члены сенегальских братств этот догмат отвергают: по их мнению, Аллах каждые сто лет посылает нового пророка, одним из которых был шейх Бамба.

Из-за своей необыкновенной харизмы и мудрости Бамба приобрел множество последователей. И хотя его культ так и не разросся до общенационального уровня, авторитета шейха вполне хватило для того, чтобы его приверженцы объединились в новое братство, марабутом которого стал Бамба.

Французские колониальные власти были весьма встревожены ростом духовного авторитета Бамбы — достаточно было одного его слова, чтобы поднять мусульман Сенегала на священную войну. И хотя Бамба никогда такого слова не произносил и даже не высказывал желания поднять народ на борьбу с колонизаторами, французские власти в порядке профилактики в 1895 году сослали Бамбу в Габон, где он жил до 1902 года, а затем в Мавританию, где почтенный марабут провел еще четыре года (1903—1907 гг.). Результат этих мер был, разумеется, совершенно обратным тому эффекту, на который рассчитывала французская администрация, — среди последователей Бамбы немедленно начали распространяться легенды о пытках и лишениях, которым подвергался их наставник, и о чудесах, которые явил при этом великий марабут.

Рассказывали, например, как французы решили сжечь Бамбу живьем в печи. Когда прошло достаточно времени, палачи отодвинули заслонку и увидели сидящего в печи невредимого Бамбу, пьющего чай с пророком Мухаммедом. В другой легенде французы кинули марабута в логово голодных львов, но хищники безмятежно уснули у ног святого. Рассказывали еще, что, когда Бамбу везли по морю в Габон, французы запретили ему совершать намаз. Тогда Бамба спрыгнул за борт корабля, расстелил прямо на воде молитвенный коврик и стал молиться, совершая поклоны. И после каждого поклона удивленные и испуганные французы замечали на лбу святого не воду, а песок...

Подобные рассказы привлекали в братство Бамбы тысячи новых приверженцев. И когда почтенный марабут в 1907 году вернулся после двенадцатилетнего изгнания в Сенегал, то его авторитет был уже не просто высок — он был беспрекословен. И тогда французы поспешили заключить с Бамбой мир — любой иной поворот событий грозил обернуться всеобщим восстанием сенегальцев.

Хитроумная дипломатия в очередной раз оказалась действенней грубых полицейских мер, и в полной мере французы сумели оценить это в 1914 году, когда началась Первая мировая война. По одному слову Бамбы в ряды французской армии встали тысячи сенегальских стрелков, покрывших себя неувядаемой славой на полях сражений в Европе. Вдохновленные словом живого пророка, они сражались с таким фанатичным упорством и яростью, что целые подразделения немцев отказывались занимать окопы, если узнавали, что перед ними располагаются позиции сенегальцев. За ту роль, которую Бамба сыграл в Первой мировой войне, французское правительство в 1918 году наградило почтенного марабута орденом Почетного легиона. В 1926 году французская администрация разрешила ему основать священный город своего братства, получивший название Туба. По преданию, Бамбе было явлено видение города в пустыне, на том самом месте, где ныне высится Большая мечеть Туба, после чего марабут обратился к властям с просьбой отдать ему этот участок.

При жизни Бамбы здесь было заложено только основание мечети. Спустя год почтенный марабут скончался и был погребен там, где собирался построить свой священный город. Над его могилой в 1927 году поднялась Большая мечеть, сооруженная в традициях Западной Африки.

Сенегальские мюриды, последователи Бамбы, сегодня почитают его как пророка Мухаммеда и за это осуждаются мусульманами других толков, считающих это богохульством и сектантством. Строго говоря, сенегальский ислам действительно можно считать сектантским ответвлением мусульманской религии. Тем не менее с популярностью Бамбы в Сенегале можно столкнуться едва ли не на каждом шагу. Портреты и надписи с изречениями почтенного марабута украшают стены жилых квартир и офисов, ветровые стекла такси и автобусов. У членов братства мюридов высоко ценятся амулеты, изготовленные когда-то руками Бамбы. По традиции, потомки Бамбы по мужской линии являются главными религиозными авторитетами страны.

Туба, город, заложенный Бамбой, считается у мюридов таким же священным, как Мекка. Паломники приезжают сюда в любое время года, но самое большое стечение людей к Большой мечети наблюдается здесь в день, когда празднуется возвращение Бамбы из изгнания. На эти торжества со всей Западной Африки приезжает более полумиллиона человек.


Поделиться:

Реклама