Лейпцигская школа - это...

Лейпцигская школа — психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители — Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют "второй Л. ш." после "первой", вундтовской. Л. ш., как и гештальтпсихология, разрабатывала целостный подход к изучению психики и сознания, однако, в отличие от Берлинской школы, выделяла, кроме гештальтов, другие единицы анализа психического мира: т.н. "комплекс-качества" (названные так по аналогии с "гештальт-качествами"). Это единицы анализа психики на более ранних ступенях развития, которые отличаются от гештальтов большей диффузностью и эмоциональностью. В то же время Л. ш. исследовала практически игнорируемую в гештальтпсихологии смысловую сторону гештальтов. В своих теоретических и экспериментальных исследованиях Л. ш. пыталась доказать гипотезу о том, что психическое развитие во всех видах генеза (в фило-, антропо-, социо-, онто- и актуалгенезе) идет от комплекс-качеств к более "прегнантным" и осмысленным гештальтам.

Особенную разработку получили в Л. ш. (в т.ч. с использованием метода феноменологического самонаблюдения) проблемы актуал- и онтогенеза, а также типологии восприятия (Зандер), развития изобразительной деятельности и мышления у детей раннего и дошкольного возрастов (Фолькельт) и др. "Целостнообразующими" факторами психической жизни Л. ш. называла чувства, которые определяют закономерности всех остальных психических процессов, поскольку в наибольшей степени отражают "трансфеноменальный" мир душевного "бытия", не сводимый к миру душевных феноменов. Этот мир представляет собой систему "структур" (термин Крюгера) различного вида (установок, диспозиций, потенций), определяющих собой течение актуальных психических процессов. Структуры делятся Л. ш. на "душевные" (индивидуальные, среди которых центральной является структура ценностных ориентаций личности, и надындивидуальные — "душа" семьи, народа, расы) и "объективно-духовные" (мораль, право, искусство, а также язык). По степени проявления в душевных структурах объективно-духовных структур различались более совершенные и менее совершенные структуры (например, более совершенной считалась душевная структура человека, способного к развитому эстетическому восприятию, чем структура "глухого к музыке" человека). В 1950-е гг. эти взгляды нашли свое отражение в характерологическом учении Веллека. Поскольку структуры считались в Л. ш. врожденными, в истолковании причин межкультурных различий и развития психики Л. ш. смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в том числе откровенно расистскими и фашистскими концепциями. Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в возникновении и упрочении целостного подхода в психологии. Л.С. Выготский высоко оценивал онтогенетические исследования Л. ш. и рассматривал их результаты как эмпирические доказательства своей собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали свое влияние на некоторых представителей гуманистической психологии (Г. Олпорт).

Е.Е. Соколова


Определения, значения слова в других словарях:

Психологический словарь
- психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10 - x гг. ХХ в. и просуществовавшее до середины 30 - х. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, Х. Фолькельт - , Ф.&n
Психологическая энциклопедия
(англ. Leipzig school) - психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют "второй Л. ш." после "первой", вундтовской.Л. ш., как...
Психологическая энциклопедия
Категория. Психологическое направление. Специфика. Возникла в Германии в конце 10-x гг. ХХ в. и просуществовала до середины 30-х. К этому направлению принадлежали: Ф.Крюгер, Х.Фолькельт, Ф.Зандер, О.Клемм, А.Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и...

Поделиться:

Реклама