Храм Сурьи в Конараке - это...

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи — одного из самых больших храмов в Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I в XIII веке. Это одно из последних и крупнейших индийских храмовых сооружений, посвященных солнечному божеству.

Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238—1264) после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи. Местность, избранная для сооружения храма, издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак — «Кона-Арка» — означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства — гранит, базальт, песчаник различных оттенков — доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.

Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня-шикхара 60-метровой высоты. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть — здание колонного зала, где находился вход в храм. Главные постройки ансамбля были разрушены то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь». Кто такие фиринги — неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия. Может быть, это европейцы — например португальцы.

Несмотря на то что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжали совершать паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января — началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура — праздник Высшего Сурьи.

К середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться сквозь джунгли, чтобы достичь храма. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.

Даже сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик храма в Конараке поражает своей величественностью. Высота уцелевшей части здания составляет почти 40 м. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям — белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу. Храм-колесница уходит ввысь тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром 3 м каждое — по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо — символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит и такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятно, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц — «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».

Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев — символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев».

Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающимися богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной отделкой. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними — уже знакомые эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории правления раджи Нарасимхадевы: воины в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже посольства с редким подарком из Африки — жирафом.

Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной тщательностью выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тела каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина и вот-вот отшвырнет его в сторону...

Еще более выразительна динамичная скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хоуэлл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.

Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было «Падмакешара» — «Пестик лотоса».


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Индия (Есф. I, 1, VIII, 9). В Свящ. Писании Ветхого Завета об Индии и индийцах вообще упоминается очень мало. Во II кн. Езд. (III, 2), например, границы стран подвластных ц. Дарию определяются следующими словами: от Индии до Ефиопии — в ста двадцати семи сатрапиях. Точно так же...
Величайшие храмы мира
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. Комплекс подземных...
Величайшие храмы мира
В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них...
Величайшие храмы мира
Три великих храмовых города — Бхуванешвар, Пури и Конарак — составляют «золотой треугольник» индийского штата Орисса. Вершинами этого треугольника являются знаменитые храмы Лингараджа в Бхуванешваре, Сурьи в Конараке и Джаганнатх в Пури. Пури — один из главных священных городов...
Величайшие храмы мира
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство — Делийский...
Величайшие храмы мира
Город Амритсар, расположенный в индийском штате Пенджаб, — священный город сикхов. Здесь, на берегу одноименного озера, возвышается знаменитый Золотой храм — Хари Мандир, главная святыня сикхской общины. Еще во времена глубокой старины берега этого озера, в ту пору окруженного...
Величайшие храмы мира
«Симхачалам» означает «холм льва». Так называется гора, на вершине которой на высоте 244 м над уровнем моря стоит одноименный индуистский храм. По преданию, в древние времена вершина горы была обиталищем свирепых львов. Храм Симхачалам, также известный как Симхагири, расположен...
Величайшие храмы мира
В 1933—1938 годах на деньги семейства крупных индийских промышленников Бирла в Нью-Дели был построен храм Лакшми-Нарайяна, сегодня более известный как храм Бирла. По замыслу архитекторов, храм должен был воплотить идею единства Индии. В церемонии открытия и освящения храма...
Величайшие храмы мира
Танджавур — один из древнейших городов Южной Индии. Его расцвет приходится на IX—XII века, когда он являлся столицей могущественной империи Чолов. В XVII веке Танджавур стал столицей одноименного княжества в составе Маратхского государства. С середины XVII столетия этим...
Величайшие храмы мира
Тирупати (штат Андхра-Прадеш) — один из наиболее известных священных центров Индии. Своим возникновением город обязан храму Шри Венкатешвара, чья история насчитывает более 1200 лет. Храм располагается на одной из вершин невысокого горного массива Тирумала, высота которого...

Поделиться:

Реклама