Храм Бела в Пальмире - это...

Пальмира, вероятно, один из самых известных городов древней Сирии. Название его давно уже стало нарицательным (например, Северной Пальмирой называли Петербург). Величественные храмы, гробницы и колоннады Пальмиры поражают воображение и соперничают с самыми знаменитыми сооружениями античной Греции и Италии.

Поселение в Пальмирском (Тадморском) оазисе, окруженном на многие километры вокруг скалистой бесплодной пустыней, существовало еще в конце III тысячелетия до н.э. Жизнь здесь была возможна лишь благодаря наличию воды — нескольким источникам, один из которых, Эфка, в древности считался священным. Пальмира стояла на важном караванном пути из Междуречья к морскому побережью и благодаря этому быстро стала богатым торговым городом.

Расцвет Пальмиры относится ко II—III векам н.э. Но еще несколько столетий ранее — вероятно, в начале I века до н.э. — в городе появилось святилище Бела (Баала) — местного верховного божества, повелителя неба, грома и молнии, аналога древнегреческого Зевса. В 272 году римский император Аврелиан, захвативший Пальмиру, полностью разрушил и разграбил город. Постепенно его руины были занесены песком. Раскопки древнего города начались в 1920-х годах и продолжаются до сих пор. Комплекс руин Пальмиры внесен в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых выдающихся творений древних мастеров является главная святыня города — храм Бела (Баала). Сегодня он частично реставрирован. Его основное здание, как свидетельствует сохранившаяся на его руинах надпись, было воздвигнуто в 32 году н.э. Храм Бела стал своеобразным гибридом восточной и античной архитектур: план здания выполнен в традициях храмов Ближнего Востока, а фасады оформлены в духе античного зодчества, по образцу греческих и римских храмов. Впрочем, влияние восточных традиций здесь ощущается во всем. Например, балки перекрытий венчают острые треугольные зубцы, известные еще в Вавилоне.

Три двери вели в огромный, почти двухсотметровый в поперечнике двор, огражденный высокой стеной, сложенной из хорошо подогнанных каменных блоков и прорезанной небольшими оконными проемами. Внутри вдоль стен тянулись двойные ряды крытых колоннад-галерей. Гладкие двадцатиметровой высоты колонны венчались ныне не сохранившимися бронзовыми капителями коринфского ордера. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами. В XII веке арабы превратили святилище Бела в крепость, использовав для этих целей материал внутренних построек храма. В результате до наших дней уцелели лишь остатки большого алтаря для жертвоприношений и бассейн для омовения предназначенных в жертву животных.

Центральное святилище окружено со всех сторон колоннадой, при этом на торцах здания колонны поставлены в два ряда. Капители колонн, выполненные из позолоченной бронзы, во времена римского владычества были сняты и увезены императором Аврелианом в Рим в качестве военного трофея. Вход в храм находился не с торцевой, как это было принято в античных храмах, а с продольной стороны, как это предусматривалось архитектурными традициями Древнего Востока.

Вход подчеркивается мощными пилонами, покрытыми каменными рельефами, демонстрирующими великолепную работу древних каменотесов. На одном из барельефов изображена жертвенная процессия — женщины, закрытые покрывалами, шествуют за верблюдами. Эта деталь особенно примечательна, потому что манера декоративного расположения складок удивительно напоминает современную моду, а также и потому, что это изображение доказывает, что женщины носили чадру еще в доисламский период. Высеченные из камня рельефы, судя по сохранившимся фрагментам, покрывали и фасады храма. Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин.

Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами. Свет в него попадает через прямоугольные окна, расположенные почти под кровлей. В центре обеих торцевых стен сохранились большие прямоугольные ниши, в которых некогда стояли статуи божеств: с северной стороны — идолы Бела, Ярибола (бога Солнца) и Аглибола (бога Луны), а с южной — золотая статуя Бела, главная святыня храма, увезенная императором Аврелианом в Рим. К ней вела широкая лестница, остатки которой видны и сегодня. Сейчас ниши пустуют; их украшает богатый резной орнамент, причем особенно пышная резьба покрывает потолки священных ниш.

Некогда храм был перекрыт плоской кровлей, но теперь от нее ничего не осталось. Сохранились только остатки угловых лестниц, по которым можно было забираться на крышу.

Храм Бела является одними из самых древних сооружений Пальмиры. И хотя храм дошел до наших дней со значительными утратами, его монументальные руины продолжают производить неизгладимое впечатление.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Сирия (II Цар. VIII, 12). Слово Сирия означается в еврейском тексте словом Арам (см. это слово). В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидиа до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию...
Величайшие храмы мира
Дамаск — один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих местах Каин убил Авеля. А сам город возник приблизительно в XI веке до н.э. и до 732 года до н.э. являлся столицей Дамасского царства. Проходили тысячелетия, сменялись населяющие Дамаск народы, и...
Библейская энциклопедия Брокгауза
I:1) сирийцы, или арамеи - их родоначальник Арам назван среди сыновей Сима (Быт 10:22), - это группа семит племен, в течение столетий распространившихся в Сирии, Месопотамии и сев части вост берега р Иордан ВЗ называет родиной С Каир (Ам 9:7 - в евр оригинале - Геир) Арамеями...
Энциклопедия мифологии
(Syria, ή Συρία). Страна в зап. Азии, лежащая вдоль берега Средиземного моря, между Малой Азией и Египтом. В широком смысле заключала в себе Ассирию, Месопотамию, Палестину и др., а в узком смысле означала страну, ограниченную Палестиной, Финикией, Средиземным морем,...

Поделиться:

Реклама