Храм Амона в Карнаке - это...

Небольшой городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив — великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н.э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками — значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону — во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью — вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился — он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра — сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут — Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы Тутмос III уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые тем не менее продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак — один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая — из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран — символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, сужающимися к верху башнями по сторонам. Эти пилоны — своеобразные вехи строительства храма: каждый из них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину — 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше — на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал — святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии — Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляла 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, наибольшие из них имели высоту 20,4 м, а ширину — 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов — 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар, — игрушки перед этим столпотворением! — писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. — Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? — внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос — Верхнего. Гладкие стволы колонн сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тыс. кв. м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них — статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемых Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея — священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют каменным архивом Египта. На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма среди гимнов богам и ритуальных текстов — многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т.п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем — пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов — бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма, в сумрачный гипостильный зал, и далее — в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светильниками. От света к тьме — таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности...

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта — храму Амона-Ра в Луксоре.


Определения, значения слова в других словарях:

Библейская энциклопедия
Египет (Мицраим) (Исх. I, 1) — одна из древнейших и замечательнейших стран на лице земли. Египет граничит к ю. с Эфиопией, к с. со Средиземным морем, к в. с Чермным морем, к з. с песчаной возвышенностью Сахары и Ливийской пустыней. О его северных и южных границах сообщаются...
Величайшие храмы мира
Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство...
Величайшие храмы мира
На протяжении нескольких веков Египет оставался частью огромной Османской империи. В это время в Каире появилось множество построек, в облике которых проявились черты стамбульского зодчества. Наиболее интенсивное строительство велось здесь в первой половине XIX века, в период...
Величайшие храмы мира
Большое строительство в Каире велось при правителях из династии Фатимидов: сооружались мечети, дворцы, караван-сараи, бани, жилые дома, была создана сложная система укреплений. В отличие от предыдущих оборонительных сооружений, воздвигавшихся из кирпича-сырца, укрепления этой...
Величайшие храмы мира
В 876—879 годах султан Ахмед Ибн-Тулун — первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов, — построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую название по имени правителя. Мечеть располагается между цитаделью и старым городом, позади нее находится дворцовый квартал...
Величайшие храмы мира
В первой половине XIV столетия султаном Египта стал Ан-Насир Насир ад-Дин аль-Хасан. Новому султану еще не было четырнадцати лет, и страной правил не столько он, сколько его приближенные, которые, как водится, не чурались интриг и козней. Спустя четыре года Хасан был свергнут и...
Величайшие храмы мира
Заупокойные царские храмы и вырубленные в скалах гробницы фараонов на западном берегу Нила отличались особой монументальностью. Но даже среди них выделялся своими размерами храм Рамсеса II — так называемый Рамессеум, построенный зодчим Пенра в первой половине XIII века до н.э....
Величайшие храмы мира
В 3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся наиболее гармоничным и законченным...
Величайшие храмы мира
В верхнем течении Нила, между Асуаном и первым порогом, до самого недавнего времени располагался небольшой, протянутый с севера на юг остров Филэ, широко известный своими монументальными постройками. На Филэ, согласно египетским мифам, родилась богиня Исида. Посвященный ей храм...
Величайшие храмы мира
Фараон Ментухотеп I, основатель XI династии, который вывел Египет из 200-летнего периода смут и в середине XXI века до н.э. восстановил единство страны, был родом из Фив. На фиванском кладбище он велел построить себе гробницу с заупокойным храмом в том месте, которое спустя 500...

Поделиться:

Реклама