Диспенсационализм - это...

ДИСПЕНСАЦИОНАЛИ́ЗМ (от англ. dispensation — распределение, период) — совокупность теологических представлений, рассматривающих исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждый из которых запечатлевает особый тип договорных отношений с Богом.Истоки этой концепции можно отнести к толкованию теологами-пуританами XVII— XVIII вв. ветхозаветной истории как цепи соглашений Бога с людьми (Быт. 15:17—18; Исх. 19:5—7 и др.). Считается, что самый первый договор был нарушен грехопадением. Но Бог, из любви к своему творению, дал людям через Священное Писание нормы и правила, следуя которым можно обрести путь к спасению. Гарантий, впрочем, нет. Зато остается надежда у каждого, что он принадлежит к числу предызбранных Богом.В XIX в. протестантские теологи окончательно систематизировали представления о содержании "Божьих распределений" и уточнили их количество — по аналогии с днями творения их шесть, а седьмое посвящено благодарению Бога. Наибольшую известность получила трактовка "диспенсаций" англиканским священником Джоном Нельсоном Дарби (1800—1882).По взглядам Д. Дарби, человек четырежды получал от Бога наставление к спасению: в договорах райского периода, времени до Потопа, эпохи ветхозаветных патриархов, христианской эры. Каждый раз отношения срывались из-за человеческой неспособности удержаться на уровне божественного закона и приходилось заключать новый договор. Даже христианская церковь не смогла воспитать у людей способность быть верными обязательствам перед Богом. Поэтому грядущее второе пришествие потребует от каждого личного договора с Христом, наподобие отношений Иисуса с учениками.Сторонники Дарби в Англии и Ирландии создали в 1831 г. независимую общину, отвергшую иерархию и практиковавшую евангельский уклад жизни: водное крещение, хлебопреломление, свободное проповедование каждым участником. Это движение, более известное под названием "плимутские братья", позднее неоднократно дробилось на небольшие группы, но в целом удержало общую вероисповедную направленность Д.Не имея базовых структур в виде каких-то масштабных религиозных организаций, Д. распространяется главным образом как теологическая традиция, сохраняя влияние на разные протестантские течения. В теологическом обороте принята ныне общая схема этапов "распределения благодати": 1. от сотворения мира до грехопадения; 2. от изгнания Адама и Евы из Рая до Потопа; 3. от Ноя до Авраама; 4. от времени патриархов до Моисея; 5. от получения Закона до распятия Христа; 6. от искупительной жертвы Христа до второго пришествия. Единственная связь между этими периодами — постоянство Бога в его воле давать людям очередной раз Откровение. Каждый этап, однако, заканчивается нарушением договора со стороны людей. Шестой этап, длящийся сейчас, не является исключением. Его финал должен свершиться уже за пределами существующего христианства, которое неспособно противостоять порокам современного мира. Все библейские эсхатологические пророчества, в том числе второе пришествие Христа, двойное сокрушение Сатаны, воскрешение мертвых и обретение праведными Царства Небесного — сбудутся только при непосредственном вмешательстве Бога. В ожидании такого исхода чающий спасения христианин должен вести личную борьбу с несовершенством своим и окружающего мира. Оружием его в этом деле будет "диспенсация" шестого периода — Библия.


Поделиться:

Реклама