Апокрифы - это...

АПОКРИФЫ (греч. "тайный", "секретный") — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие "А." первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин "А." был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным "богодухновенными": Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью "посторонними", или "неканоническими", т. е. собственно А.

А. подразделяются на ветхозаветные и новозаветные. К наиболее значимым ветхозаветным А. относятся: Книга Еноха, Книга Юбилеев (Малое Бытие), Заветы 12 патриархов, IV Книга Ездры, сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха, оракулы Сивиллы, Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Седраха и т. д. Содержание А. разнообразно — от проповедей (Заветы 12 патриархов) до раскрытия "божественных" тайн (Книги Еноха). Для А. харатерны идеи провиденциализма. Значительную часть апокрифической литературы составляют тексты апокалиптического характера, проникнутые эсхатологическими и мессианскими идеями (см. Апокалипсис, Апокалиптика, Эсхатология, Машиах). Существенное место в содержании ветхозаветных А. занимает также идея личного спасения и индивидуального возмездия.

К новозаветным А. относятся: История Иосифа-плотника, Евангелие Никодима, Арабское евангелие детства, Евангелие Фомы, Деяния Фомы, Деяния Иоанна, Деяния Андрея, Деяния и Мученичество Матфея, Послание Климента, Послания Игнатия, Послание Павла к Лаодикийцам, Евангелия евреев, Апокалипсис Стефана, Протоевангелия Иакова, Откровение Варфоломея, "Пастырь" Гермы (Ермы), Послание Варнавы, Дидахе и т. д.

По критерию специфики своего содержания А. Нового Завета могут быть дифференцированы на четыре группы: 1) апокрифические евангелия; 2) апокрифические деяния апостольские; 3) послания апостольские; 4) апокрифические апокалипсисы. Новозаветные А. также делятся на "отреченные" (т. е. радикально запрещенные в целом) и "дозволенные для чтения" (но не для богослужения). Для содержания новозаветных А. характерны идеи "единодушия", т. е. единства верующих, акцентированное утверждение идеи всемогущества Христа; наряду с этим новозаветные А. содержат также предписания относительно совершения определенных культовых действий, тексты молитв, некоторые положения, касающиеся организационной структуры и принципов управления христианскими общинами.

В восточнославянской традиции к А., продолжающим традицию ветхозаветных А., относятся: "Сказание, как сотворил Бог Адама" (в белорусской обработке 15—16 вв. — "Страсти Христа", "О двенадцати страданиях"), "Стратим-птица", "Стратим-лебедь", где отразилось дуалистическое представление о мироздании, характерное для популярной в 10—11 вв. в Болгарии т. н. "богомильской ереси" (приток апокрифической литературы в культурное пространство восточных славян осуществлялся начиная с 11 в. из Византии и частично из Болгарии). К новозаветным А. относится популярный А. "Хождение Богородицы по мукам", в котором ярко выражены эсхатологические идеи; апокрифические евангелия Иакова, Фомы, Никодима. А. оказали определенное влияние на развитие некоторых литературных жанров (жития, описания паломничеств и др.). См. также Псевдоэпиграфы.

Н. С. Щекин


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей....
Философский словарь
(oTrpe4.apokryphos-тайный, секретный) - произведения религ. содержания, но не признанные церковью (или жречеством) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты называют их «посторонними книгами») и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые сохранились в...
Библейская энциклопедия Брокгауза
Апокрифы (апокриф = сокровенный, тайный; в данном случае: исключенный из богослужебного употребления)IАПОКРИФЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Поделиться:

Реклама