All items from Колесник.ру

Photo credits

В этой статье я хочу посмотреть на очень широкое поле техник и инструментов трансформации под несколько необычным углом, объединив их вокруг идеи артефакта. Эта идея принадлежит философу Мерабу Мамардашвили — он говорил о том, что есть некие вещи, которые генерируют в нас высокие состояния сознания, помогают нам подниматься над хаосом и действовать как мыслящие существа. Эти вещи он и называл «артефактами, производящими мысль», или ноогенными машинами. Артефакт можно сравнить с машиной или инструментом в том смысле, что своим действием он создает реальность более высокого порядка (без органа невозможно тело, без колеса — езда, без скрипки — классическая музыка).

Артефакты-контейнеры

В самом простейшем виде артефакт — это нечто вроде контейнера, хранящего особые состояния нашей души. Это говорящая частичка потерянного контекста, условный код, активирующий забытую область памяти. Чтобы было понятнее, приведу пример из собственной жизни.

Однажды, когда я учился на дизайнера и мне надо было найти образцы готического письма, чтобы выполнить задание по шрифту, я обнаружил у себя на полке книгу о французской готике, которую купил еще в подростковом возрасте, в пору увлечения средневековьем. Листая книгу, я почувствовал ее еле уловимый запах, — смесь типографской краски и табака, — и зарылся носом в пожелтевшие страницы. Густая волна затопила мое обоняние, а затем отхлынула, оставляя за собой бесчисленные воспоминания, как отлив оставляет на песке обломки кораблекрушений. Я был потрясен. Пятнадцать долгих лет прошло с той поры, как я кропотливо срисовывал чернильной ручкой замысловатые готические буквы. Столько событий, столько крутых поворотов, столько эпох моей жизни, — где я только не был, кем я только не был, — а книга все хранила тот же самый запах, такой хрупкий, невесомый, невещественный… Сухое научное издание советской эпохи, о котором я ни разу не вспомнил за долгие годы, оказалось ключом к давно забытому миру, все еще продолжающему существовать где-то внутри меня. Держа в руках эту книгу, я и сейчас могу с легкостью вспомнить свое настроение, мысли и чувства той поры, эпизоды своей тогдашней истории.

Артефакты такого рода — это «говорящие вещи», окна в наш внутренний мир, которые могут помочь нам не только вспомнить важные моменты своего прошлого, но и ощутить в себе контуры той изначальной первоформы души, которая и определяет наше будущее. Эта первоформа — самое неуловимое и в то же время самое неизменное, что в нас есть, точно так же, как в здании самое долговечное — это его геометрия, в то время как материальная отделка и интерьеры постоянно меняются.

В роли таких артефактов-контейнеров часто выступают материальные предметы, хранящие память о нематериальном — наших эмоциях, настроениях, стремлениях какого-то периода (почему-то именно такие эфемерные вещи остаются в итоге, в то время как дела и события со временем теряют значимость и стираются из памяти). Очень нелегко бывает найти такие предметы, но часто они еще пылятся в шкафах и кладовках, на плечиках вешалок и в ящиках столов, безмолвные до поры, как магическая надпись, которая появляется только в то мгновение, когда на нее падает луч восходящего солнца.

Photo credits

Но не обязательно артефакт — это физический объект. Артефактами могут быть и вещи нематериальные — книги, оказавшие на нас глубокое влияние, музыка, которая вдохновляла нас в определенные периоды жизни, места, хранящие привычные маршруты мыслей, наши собственные творения, в которых мы когда-то запечатлели свои идеи и состояния. И конечно же, сны, которые представляют нам наши желания и страхи в символическом, зашифрованном виде, скрывая их истинное обличье и парадоксальным образом создавая тем самым больше возможностей для нахождения смысла.

«Говорящие вещи» говорят больше, чем в них содержится — это чувствуешь сразу. Они указывают на те точки в нашей душе, вокруг которых завязан сюжет нашей жизненной драмы. В этом смысле они устроены по принципу откровения. После получения откровения происходит его осмысление, запись и витки последующих интерпретаций, в ходе которых его содержание постоянно растет. Точно так же каждое новое осмысление того, что говорят нам артефакты, способствует нашему росту.

«Говорящие вещи» личностны — они обращаются лично ко мне, и только: никто другой не может вместо меня услышать их. Вдобавок я не могу объяснить и того, что же я, собственно, слышу. «Что-то очень важное», что взывает к моему пониманию. Если я не пойму его, оно не родится. Чтобы оно могло родиться, должна быть проделана работа.

Артефакты-генераторы

И сразу же возникает вопрос: а можно ли сознательно конструировать артефакты, которые будут хранить и вызывать в нас нужные состояния? И еще — можно ли добиться того, чтобы артефакт работал не только для нас, но и для других людей?

Так мы приходим ко второй категории артефактов — это универсальные генераторы состояний. Как и в случае с артефактами-контейнерами, мы встретим здесь и материальные объекты (например, культовые предметы), и тексты, и произведения искусства, и разного рода техники.

Один из древнейших артефактов второго рода — это предметы силы, такие например, как ритуальные куклы, созданием которых занимались многие участники нашей зимней программы.

Другая группа артефактов, с которым большинство из нас и сегодня встречается в повседневной жизни, — это искусство интерпретации знаков. Знаками для нас могут быть самые разные вещи — необычные повторения, совпадения и синхронизмы, предметы или события, странным образом выделяющиеся на общем фоне, элементы нашего каждодневного быта. На принципе «все есть знак» строятся не только поверья и приметы, но и сложные модели — такие как астрология или фэншуй. Правда, для успешной интерпретации знаков с их использованием требуется тренированное мышление, хорошо ориентирующееся в возможностях символического языка используемой модели.

Photo credits

От знаков мы естественным образом приходим к пророчеству. Интерпретация пророчеств дельфийского оракула, написанных загадочным символическим языком, была делом лучших умов эллинского мира и не раз в его истории приводила к верным решениям. Современный метод случайного стимула показывает один из механизмов, лежащих в основе оракула: сознание — это связывание. Все, что в данный момент находится в сознании, обязательно будет связано, и в результате этого связывания у нас возникают новые идеи и решения. Второй же механизм — это выход из-под влияния внутреннего цензора, создание условий для включения интуиции и бессознательного.

Именно этот второй механизм задействован в следующей группе артефактов — техниках визуализации. В ходе визуализации мы представляем в воображении определенную среду, персонажей и их действия, иногда и определенный сюжет. Визуализация — это один из способов освободиться от самоцензуры и мешающих нам рациональных представлений и получить подсказки от бессознательного, которое зачастую уже знает решение нашей задачи. Одна из хорошо структурированных современных техник визуализации — это имидж-стриминг Вина Венгера. Другой пример визуализации, известный еще пифагорейцам, — пересмотр прошедшего дня.

Параллельный класс артефактов этого рода — техники вербализации, где ведущую роль играет не образ, а слово. Примеры таких техник — фрирайтинг и дневник эмоций.

Отдельная большая группа генераторов состояний объединена под именем медитации. Исторически сложились западный и восточный стили медитации. Западный, известный в средние века под именем созерцания, активно использует визуализацию и размышление. В медитации восточного стиля практикующий, наборот, освобождается от отождествления себя со своими мыслями, образами, чувствами, желаниями, пробуждаясь как «Я есть».

Photo credits

Еще одна разновидность генераторов состояний, существующая с незапамятных времен, — это ритуал, повторяющаяся последовательность действий, которая создает для участников некую реальность более высокого порядка. Например, ритуалы перехода отражают и усиливают изменения, происходящие в сознании человека в определенные моменты его развития, — это генераторы состояний, благоприятных для трансформации личности. Где-то посередине между ритуалом и медитацией лежит техника Точка обзора.

Близко к ритуалу лежит повторение текстов, часто священных или значимых. Такое повторение способствует осознанности, росту в выбранном направлении, реализации своих намерений в практической жизни. В качестве примера приведу Манифест — короткий текст, содержащий главные намерения и цели и предназначенный для ежедневного повторения. Похожая, но более простая техника этого типа, — аффирмации.

Конечно же, приведенные примеры не охватывают всего поля артефактов. Например, я не затронул ролевые техники (пример — Фила-коучинг), игру, транс, искусство, создание метафор и символов, места силы и многое другое. Кроме того, самые интересные техники часто оказываются комбинацией нескольких типов артефактов (именно это я хочу сделать в нашей реконструкции протоевропейского праздника весны на Перезагрузке).

Итоги

Общая цель создания артефактов — это конструирование ситуаций взаимодействия с той реальностью, которая присутствует в нашей жизни на самом деле, реальностью прожитой, осмысленной, наполненной, в отличие от реальности кажущейся, пустой, декларируемой и в конечном итоге абсурдной. Можно сказать, что артефакты — это каналы контакта с реальностью высокого порядка. Они переключают нас в особый режим жизни — режим, в котором мы способны длиться, поднимаясь над распадом и хаосом, любить, помнить, мыслить и осмыслять, творить и действовать осознанно.

Заметки по теме

  • Карта личности
  • О силе мест
  • Второе внимание: многослойная реальность
  • Ноогенная машина
  • Человекообразующая машина
  • Мамардашвили о стихиях и феноменальной материи

Photo credits

Вещи могут говорить, не имея голоса. Вещи могут быть одушевленными, не обладая душой. Вещи имеют свою особую силу и свой язык, и возможно, мы не замечаем этого факта лишь по причине его повсеместного присутствия в нашей жизни.

Людям нашей эпохи свойственно видеть в вещи лишь безличный объект, который можно использовать по своему усмотрению. Однако не слыша голос вещей, не слышим мы и зов внутри нас, потеряв душу вещей, не находим и собственную душу.

Вещь не может желать, говорить и действовать — она просто есть. Однако эта ее видимая неодушевленность оказывается одновременно ключом, открывающим для нас давно забытые двери. Ведь именно благодаря молчанию и бездействию вещи бытие проявляется в ней в самом чистом виде.

Бытие не эквивалентно наличию. Сквозь немое присутствие вещи проглядывает вечность. Сквозь молчание вещи начинает говорить то, что молчало внутри нас.

Заметки по теме

  • О силе мест

Открыта запись на программу Перезагрузка, которая состоится в начале мая в Чешском Крумлове. В центре программы — проживание личного опыта изменения жизни, которому призваны способствовать не только интенсивные практические мастер-классы по личному развитию, но и наша реконструкция древнего европейского праздника весны и обновления жизни, а также индивидуальная работа на «местах силы». Полезным дополнением к программе будет серия мастер-классов по здоровому образу жизни и воркшопы по традиционным ремеслам (керамика, кузнечное дело, плетение, прядение и фелтинг).

По окончании основной части мы впервые организуем дополнительную программу — все вместе получается что-то вроде фестиваля личного развития. Есть возможность остаться на мастер-классы «Английский без барьеров» (Мария Ковина-Горелик, 5—6 мая) и «Как ладить с деньгами» (Элина Камаева, 5—6 мая), «Как не откладывать интересную жизнь на потом» (Армен Петросян, 7—9 мая), «Переговоры легко и эффективно» (Мария Оськина, 7 мая), «Кайдзен — философия непрерывного совершенствования» и «Команда мечты» (Денис Балуев, 8—9 мая).

Как обычно, вы можете принять участие в программе вместе со своими близкими — для них предусмотрены специальные скидки.

Перезагрузка ждет вас! :)

Подвожу итоги нашей новогодней программы «Чародеи». Не погрешу против совести, если скажу, что она была очень удачной и во многих отношениях вышла на новый уровень. Мощный новогодний импульс к изменению жизни, богатое и разнообразное содержание программы, высокий потенциал группы, чарующая атмосфера средневекового Крумлова, — все это создало потрясающую синергию. Огромное спасибо всем ведущим и участникам программы! Да, и отдельное спасибо за любезно предоставленные фотографии :)

_MG_1036.JPG

Фото Элины Камаевой.

goth-22.jpg

Готический зал действительно готический. И украшен вот такими веселыми готическими фресками)

_MG_0968.jpg

 участники презентуют идеи. Фото Элины Камаевой.

Виталий Колесник. Фото Элины Камаевой.

Вручение сертификатов. Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Тренинг в "Солнечном зале".

_MG_1050.JPG

_MG_1052.JPG

Фото Ксении Егоркиной.

Фото Юлии Тужилиной.

Фото Юлии Тужилиной.

Омега-мэппинг. Фото Юлии Тужилиной.

Фото Элины Камаевой.

_MG_1030.JPG

Анатолий Петрович Колесник, ведущий модуля по стресс-менеджменту. Фото Ирины Березиной.

Наталья Ядрышникова, ведущая модуля по цигун. Фото Ирины Березиной.

Дагмар Богдалова, ведущая экскурсий. Фото Элины Камаевой.

Мастер-класс Элины Камаевой по фотографии.

Мастер-класс Элины Камаевой по фотографии.

Мастер-класс Элины Камаевой по фотографии.

Мастер-класс Элины Камаевой по фотографии.

Воркшоп по арт-прядению. Фото Элины Камаевой.

Воркшоп по арт-прядению. Фото Элины Камаевой.

Воркшоп по арт-прядению. Фото Элины Камаевой.

Керамическая мастерская, где проходил воркшоп по гончарному делу.

Вот таких чудесных ангелов делают в мастерской Владимиры Конвалинковой.

)

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Улицы Чешского Крумлова.

Набережная Влтавы.

_MG_0995.jpg

Главная площадь Крумлова.

Вечерний Крумлов.

Дом прелата — место проведения тренинга.

Вечерняя панорама замка.

Празднование Нового года.

Фото Юлии Тужилиной.

Фото Юлии Тужилиной.

Фото Юлии Тужилиной.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

Фото Элины Камаевой.

С легкой руки Сергея Сухова и Армена Петросяна я решил поддержать традицию обмена гостевыми постами. Армен в своем блоге хорошо объяснил, в чем ее суть: «Надо не жадничать и не стесняться лишний раз похвалить того, кто этого достоин. Надо заново учиться восхищаться, удивляться и делиться своей радостью». Сегодня я публикую у себя мини-интервью с Арменом, где он отвечает на вопрос, который сейчас очень меня занимает.

— Армен, мне интересна тема реальности, то есть того, что реально на самом деле, и я хочу спросить тебя, каковы твои способы узнавать это. Как предпринимателю и просто человеку тебе необходимо ежедневно делать множество микровыборов, связанных с вопросами о реальности — «так ли это?», «сработает ли это?», «что здесь происходит на самом деле?», «что здесь главное?» и так далее, — вопросами, от ответов на которые зависит в конечном итоге как твой бизнес, так и твой личный путь. Как ты находишь ответы на эти вопросы? Как поддерживаешь контакт с реальностью? Как проверяешь себя и окружающее на реальность?

— Познание реальности для меня раскладывается на три составные части, которые имеют значение только когда сплетаются воедино:

  1. Мы должны постоянно вглядываться в собственное представление о будущем.
  2. Мы должны учиться видеть в изменяющемся мире вокруг возможности.
  3. А главное, надо уметь совмещать и трансформировать свои желания и возможности в действия. Мы живём в действии, в реализации через действия собственных пониманий.

Реально только действие, которое существует в данный момент. Нам надо учиться как можно быстрее, на бессознательном уровне распознавать в окружающем потребности, сопоставлять их с нашими желаниями. Проявлять креативность в поиске наилучшего решения для того, чтобы реализовать к общему благу одновременно и наших желания, и потребности Среды. Реализовывать понимание в действии. Действие сплетает в реальности наш внутренний мир и окружающую нас Среду.

Для меня интересная жизнь подобна успешной коммуникации. У тебя есть, что сообщить (твоё видение желаемого будущего), есть каналы коммуникации — различные способы общения с внешним миром (начиная с написания текстов и заканчивая живым общением). Есть целевая аудитория — целый мир вокруг тебя, среда, в которой ты обитаешь. И есть сам процесс общения — аналог жизни здесь и сейчас.

Коммуникация успешна, когда ты как можно быстрее и полнее получаешь желаемую обратную связь. Идеальный вариант для меня — живое общение, когда тебе удаётся находить ответы на вопросы собеседника и этим способствовать реализации его целей и собственного предназначения.

Чтобы поддерживать контакт с реальностью, надо действовать, поддерживать коммуникацию со Средой. Соединять в действиях потребности Среди и свои намерения.

— Как принимать решения в ситуациях микровыбора?

— В бизнесе мне помогают принимать нужные решения три базовых инструмента: видение, миссия и ценности. Без них легко либо попасть под гнёт придуманной другими реальности либо обманывать себя иллюзиями, которые рано или поздно разобьются о реалии.

  • Видение — это то, как мы в идеале хотим себя ощущать. Именно ощущать, а не набор материальных вещей, которыми хотели бы себя окружить.
  • Миссия — это наше понимание своей роли во взаимодействии со Средой.
  • Ценности — это те эмоции, которые мы хотели бы испытывать в процессе реализации миссии.

Поясню на собственном примере: я хотел бы ощущать себя гражданином мира, способным содействовать личностному развитию как можно большего числа людей. Моя миссия — повышать проводимость информации как в самой Среде, так и у людей, контактирующих со мной и моим контентом. Основные ценности для меня — Свобода и Любовь.

В принятии решений с большой благодарностью регулярно пользуюсь описанной у тебя методикой случайного стимула. Любой выбор можно сопоставить с задачей из этой методики. Мы не можем предугадать условия, которые создаст для нас окружающий мир, поэтому я воспринимаю их как случайный стимул. Далее составляю связи и ищу в них подсказки для принятия решений.

Для того, чтобы действия не выглядели как обычный перебор возможностей, надо вводить понятие интереса, страсти. Чтобы выбрать из всех возможных вариантов развития один, я ориентируюсь на собственный интерес, ищу ответ на вопрос «Какое продолжение мне наиболее интересно?». Только то, что интересно, обычно и получается наиболее успешно.

Любой микровыбор — это очередная нота в мелодии жизни. Главное знать своё звучание.

— Спасибо, Армен, за твои ответы и за переход к следующему интересному вопросу: «Как узнать свое звучание?» Оставим его открытым — хорошая тема для продолжения :)

Заметки по теме

  • Сергей Сухов. Армен Петросян: Как принимать точные решение в абсолютно неясных ситуациях? и другие материалы из рубрики Интервью с интересными людьми
  • Денис Балуев. Армен Петросян
  • Армен Петросян, рубрика Антиспам, ну и весь блог естественно :)

Photo credits

Публикую нечто вроде предисловия к книге, работу над которой я недавно начал. В этом небольшом тексте я предпринял попытку показать, как масштабны возможности, открывающиеся перед нами в сфере личного развития, и одновременно изложить свое понимание ключевой роли личного развития в современном мире. Это не окончательная версия текста — приглашаю вас делиться своими вопросами, идеями, точками зрения. (Это не означает, что комментарии спаммеров тоже будут опубликованы :) Обсуждение также можно вести на моей фейсбук-странице.

Человек пробуждается, и это происходит повсеместно. Впервые в истории возможность сознательного личного развития стала доступна такой массе людей из самых разных народов, культур и социальных слоев. Впервые в истории обычный средний человек оказывается способным коренным образом менять свою жизнь, по сути создавая себя заново. Более того — только такая жизнь теперь ему кажется подлинной.

На протяжении тысячелетий человеческое развитие протекало по инициативе и под контролем разного рода социальных структур — сначала родовых или религиозных, потом государственных, и наконец коммерческих. Сегодня на наших глазах совершается грандиозный переворот: инициатива в человеческом развитии переходит к самому человеку. И если раньше личное развитие было лишь довеском к образованию (в форме разного рода полезных навыков), то сегодня перспектива перевернулась — теперь уже получение образования становится частным случаем саморазвития. Пространство личного развития неизмеримо расширяется, охватывая и соединяя все стороны жизни.

Думаю, нам сильно мешает тот факт, что по своим физическим параметрам все мы очень похожи. Самый маленький карлик лишь в неполных 4 раза меньше самого высокого человека на земле, и никто из взрослых людей не может, сколько бы ни старался, стать выше даже хотя бы в полтора раза. Может быть, именно поэтому мы иногда думаем, что и остальные возможности нашего развития лежат в таком же диапазоне.

Впрочем, в социальном плане люди различаются уже гораздо значительнее, чем в физическом. Билл Гейтс, на сегодня один из самых богатых людей на Земле, в 50 миллиардов раз богаче самого бедного. (Это если предположить, что состояние самого бедного оценивается в один доллар. А если взять еще и тех, у кого долги?)

Однако личное развитие имеет дело не только с физическим телом или социальным статусом, но и с самим нашим сознанием, — с такими неуловимыми, абсолютными вещами как самореализация, полнота жизни, смысл, счастье…. И возможности, лежащие на этом уровне, уровне сознания, гораздо масштабнее всего, о чем мы говорили до сих пор. Это как если бы мы, поднявшись на высокую гору, вдруг увидели, что она — лишь ничтожный пригорок по сравнению со следующей горой, или, выиграв в лотерею миллион долларов, купили бы на эти деньги миллион новых билетов и каждый из них бы снова выиграл. Это масштабы Иисуса, Махатмы Ганди, матери Терезы и многих других.

Когда-то давно, в эпоху, когда тысяча была синонимом бесконечности, Иисус проиллюстрировал огромные возможности личного развития притчей о горчичном зерне, предложив метафору семени и дерева. Дерево превосходит семя не только количественно, будучи в тысячу раз больше размерами, но и качественно, как сложная система превосходит простую. От начального состояния чистой потенциальности, обозначенного горчичным зерном, наше сознание способно подняться к большой, сложной, высокоорганизованной системе, дающей жизнь новым поколениям.

Однако люди не одномерны — существует множество параметров, по которым они могут расти, и это развитие идет неравномерно и разнонаправленно. Кроме того, само наше сознание нестабильно и прерывисто. Один и тот же человек может в разные моменты дня подниматься на высочайшие вершины осознанности и падать в глубочайшие пропасти безмыслия.

Поэтому мы можем говорить о высоком уровне сознания только в условном, среднестатистическом смысле: кто-то выходит на него раз в год, кто-то много раз в день, а у кого-то эти моменты находятся так близко друг к другу, что сливаются в сплошную линию.

Но всегда ли высокий уровень сознания — благо? Если человек никогда не застрахован от эгоизма, ненависти и ошибок, то не получит ли он, развиваясь, одновременно и возможность стать еще хуже? Возможно ли вообще личное развитие в нашем мире, настолько проникнутом себялюбием и гедонизмом? Не есть ли оно всего лишь средство самоутверждения человека?

Разум всегда готов поспорить с любовью, и нам известно много примеров таких ошибок. Тем не менее, природа вещей — на стороне единства, а не разделения. Сознание по самой своей природе — это связывание, организация. Значит, возрастание сознания — это одновременно и углубление понимания того, что весь мир в конечном итоге взаимосвязан и, следовательно, мы всегда пожинаем плоды собственных действий. Отсюда — лишь шаг до знаменитого «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

Мы живем в эпоху грандиозного перехода — перехода от точечного возрастания сознания в отдельных выдающихся людях, как это было на протяжении всей известной нам истории человечества, к подъему на более высокий уровень сознания всего человеческого общества как целого. Сегодня человечество становится главной движущей силой эволюции. Каждый из нас, достраивая и меняя в себе то, что получил от природы, тем самым выходит на передний край эволюции и движет ее дальше сознательно. Именно этот вызов определяет настоящие горизонты нашего роста.

P.S. Я обещал рассказывать, какие техники работы с текстом я использовал при написании книги. В данном случае это были фрирайтинг (который использую практически всегда) и До и после. Обе мне кажутся очень существенными.

P.P.S. На Новый год я провожу в Чехии программу «Чародеи» — приезжайте, если хотите познакомиться лично и поучаствовать в мастер-классах, на которых я буду рассказывать в том числе и про эти темы.

Открыта запись на мою рождественско-новогоднюю программу Чародеи. В первый раз программа состоится в Чешском Крумлове — одном из красивейших городов Чехии и, без преувеличения, всей Средней Европы. В первый раз в ней будут не только интересные мастер-классы и глубокая практическая часть, но и блок, посвященный управлению самочувствием, — введение в цигун и занятия по практическому стресс-менеджменту. И в первый раз мы проводим такую программу прямо на Новый год, причем вы можете встретить его вместе со своими близкими — для них в программе предусмотрены специальные скидки.

Звучит невероятно? А ведь это еще не все. Знакомьтесь с программой и убеждайтесь! :)

В октябрьском номере журнала Финансовый Директор вышла моя статья, подробно рассказывающая о технике фрирайтинга и ее применениях для написания текстов, создания идей и работы с внутренним состоянием. Прочитать онлайн получится только у тех, кто подписан на этот журнал, а чтобы остальным не было скучно, я публикую здесь отрывок, касающийся написания текстов.

Фрирайтинг для написания текстов

Написание текстов — одно из наиболее распространенных применений фрирайтинга уже в силу самой его природы. Тема создания хороших текстов может казаться нам не самой важной — до тех пор, пока перед нами не встанет неотложная задача написать письмо шефу, годовой отчет компании, собственное резюме, статью в журнал «Финансовый Директор», не говоря уже о рекламных текстах, описаниях проектов, разного рода служебных документах… — и в идеале хорошо бы, чтобы людям действительно нравилось то, что мы пишем, чтобы они читали это с интересом и удовольствием.

Возможно, если бы школьные учителя не проверяли наши тетрадки, наш внутренний критик не поднимал бы голову, когда мы что-то пишем. Возможно, если бы академический стиль письма, которому нас учили в высокой школе, был толерантнее к использованию эмоций и личного опыта, мы чувствовали бы больше свободы при написании важных для нас текстов. Но сегодняшняя реальность такова, что письменное слово и публичное выступление остаются нашими едва ли не самыми большими страхами. Фрирайтинг — один из работающих способов обойти эти страхи.

Кроме того, фрирайтинг оказывается отличным помощником, когда нужно написать текст, тема которого кажется трудной, запутанной или скучной, когда кажется, что о ней все уже сказано, когда привычка постоянно оценивать то, что мы пишем, мешает точно сформулировать мысль. Фрирайтинг — это возможность импровизировать, играть, пробовать новые подходы к тексту, и существует множество способов использовать эту технику, чтобы создать действительно интересный текст или сделать итоговый текст лучше:

  • Разогрев: своего рода разминка перед настоящей работой, переход в творческое состояние, возможность начать работу над текстом с чего-то приятного.
  • Подготовка почвы: запишите (в виде связных предложений) все, что вы знаете по теме, а также все вопросы по ней, которые вам приходят в голову. Затем используйте этот материал, чтобы сориентироваться в структуре и содержании будущего текста (это удобно делать при помощи ментальной карты).
  • Выпускание пара: если эмоции мешают писать взвешенно и объективно, начните сеанс фрирайтинга и пишите до тех пор, пока не выговоритесь.
    Освобождение от ментального хлама: фрирайтинг помогает избавиться от самоочевидных, банальных, поверхностных мыслей по теме вашего текста.
  • Поиск новых идей: эта разновидность фрирайтинга похожа на путешествие в неведомую страну, — вы не знаете, что найдете на пути и куда он вас приведет. Просто смотрите по сторонам и записывайте, а вернувшись домой, оцените свои находки.
  • Продвинутая техника: сделайте 10-минутный сеанс фрирайтинга, отталкиваясь от своих нынешних представлений о теме. Затем суммируйте все написанное в одной фразе и сделайте следующий сеанс, отталкиваясь от этой фразы. Повторяйте цикл, пока не почувствуете, что нашли центральную мысль.

Эти простые приемы можно с успехом использовать для написания текстов самого разного характера — от журнальных статей до заметок в личном блоге, от корпоративных документов до личных поздравлений, от книг до деловых писем.

Справка

Фрирайтинг оформился как самостоятельная техника в 70-х годах прошлого века, во многом благодаря работе Питера Элбоу (в настоящее время — заслуженный профессор английского языка в университете Массачусетса), и приобрел широкую известность начиная с 90-х годов благодаря его бестселлерам Writing Without Teachers и Writing With Power. Большую роль в популяризации фрирайтинга сыграла также известная многим читателям этого блога книга Джулии Кэмерон «Путь художника».

«Финансовый директор» — это профессиональное практическое издание для финансовых и генеральных директоров. Журнал будет полезен главным бухгалтерам, аудиторам и консультантам, а также всем тем, кто принимает участие в управлении финансами компании.

Заметки по теме

  • Фрирайтинг (обзор техники)
  • Кьюбинг: посмотрите на проблему с разных сторон (техника создания текстов, основанная на фрирайтинге)

Теперь я знаю, как возникают книги. Это совсем не похоже на то, как я себе это раньше представлял. Главным стартовым импульсом оказалось не чувство, что мне есть что сказать и пора это изложить последовательно, а ощущение своего рода маршрута мышления, на котором я оказался и который уже де-факто прошел. Под маршрутом я имею в виду не навязанную разумом схему, а прожитый опыт, — траекторию осмысления, связывающую в единое целое ключевые идеи моей практики в области личного развития. Не знаю, понятно ли получилось объяснить разницу :) Как бы то ни было, сейчас моя задача — хорошо описать этот маршрут, уже начерно зафиксированный в тридцати тысячах знаков. Что я и собираюсь сделать в ближайшие месяцы.

Мой главный мотив очень прост — я хочу поделиться с вами тем, что нашел на пути. Все остальные мотивы вторичны. Никакая внешняя мотивация — деньги, слава, влияние, — не может заставить нормального человека изо дня в день тратить свое личное время (сейчас воскресенье, шесть часов вечера уже понедельник, то же время) на такой отдаленный и непредсказуемый результат, как книга о личном развитии.

Написанные куски я буду публиковать в этом блоге — во-первых, потому что мне проще написать много маленьких отрывков, чем один длинный текст, а во-вторых (что намного важнее) — потому что я уверен, что ваши отзывы помогут мне сделать итоговый текст лучше. А в дополнение к самим текстам буду делиться с вами рассказами о разного рода писательских техниках, с которыми собираюсь много экспериментировать.

Что ж, для предисловия достаточно, переходим к первой главе :)

Путь — это движущаяся граница между мирами. Не принадлежа ничему, но все соединяя, она — просвет, где открывается непотаенное — истина. Поэтому у пути нет ни начала, ни конца, как нет его у истины. Чего бы ты ни достиг, всегда будет еще более древняя тайна и еще более далекая цель.

Каждый миг твоего пути скрывает память о тысячах других моментов, историй и мест, и поэтому вмещает все сущее. В тебе течет кровь бесчисленных поколений — людей, зверей, рыб, доисторических существ от самого зарождения жизни. Как невероятно это пересечение судеб, сошедшихся в одной точке! И в то же самое время вся твоя жизнь — лишь малая частица огромного мира, неуклонно движущегося ко все большему и большему единству.

Путь соединяет самое удаленное, не останавливаясь, пока не будет соединено все. Осознание связи всех вещей и действий — это и есть мудрость, та, что была с Соломоном, та, что стояла у рождения мира, та, что освещает каждого человека, приходящего в мир. И если она хоть раз коснулась твоего сердца, ты к ней причастен.

Заметки по теме

  • Путь силы
  • Путь сердца
  • Путь нельзя назвать
  • Путь

Реклама