All items from Сергей Бирюков

Автор: Владимир Осенев

Управлять жизнью должны не желания достижения целей, которые сиюминутны и противоречат друг другу, создавая внутренний конфликт и подвешенность, а привычки правильно жить, получая удовольствие.

Можете ли вы за одну минуту написать все свои цели на ближайшие три года во всех значимых сферах своей жизни?

Я думаю, что лишь небольшой процент читателей справится с этой задачей. Задумывались ли вы вообще над тем, почему так сложно достигать своих целей, которые вроде бы понятны, близки, достижимы — стоит лишь планомерно прикладывать усилия в  течение определённого периода времени до достижения результата? Почему нет достаточной мотивации для реализации того, что, казалось бы, мы хотим больше всего? Куда она пропадает? Почему вообще так трудно ставить цели и понимать, что же нам нужно на самом деле?

Почему люди не делают главное дело в своей жизни — не ставят себе целей, хотя успех равен цели, а все мы хотим быть успешными?

Можно говорить о девяти основных причинах, по которым люди не ставят цели:

1. Несерьёзность

Жизнь никогда никого не ждёт, в круговороте происходящих событий и дел очень трудно бывает остановиться и задуматься над тем, какое место мы в ней занимаем и действительно ли мы оказались там, где хотим. Мы не ставим себе целей, потому что не подходим серьёзно к этому вопросу. В принципе, для каждого из нас уже есть расписанный план: школа, институт, карьера, семья, дети, квартира, дача — ну, плюс-минус ещё что-то. Этот стандартный план даже хорош и может подойти любому, если не задумываться. Но все люди разные, и потребности у всех тоже не могут быть одинаковыми. Проблему несерьёзности можно рассмотреть и на примере многих компаний. Осмотревшись вокруг, можно перечислить огромное число вполне успешных мелких компаний, приносящих стабильный доход. Много и таких, которые существуют от случая к случаю. Главное слово здесь — существуют. Вы видели хотя бы одну многомиллионную компанию, которая стала такой, не имея в своём арсенале в начале пути амбициозных замыслов? Конечно, существует доля случая, удачи, но разве удача — это не награда за фанатичную веру и поразительную настойчивость в работе?

По сути, истоки несерьёзного отношения к себе и к своей жизни кроются во второй причине:

2. Люди не берут на себя ответственность за свою жизнь

Быть свободным подразумевает под собой возможность делать выбор, а право принятия решения всегда идёт рука об руку с ответственностью. Если мы следуем общепринятому жизненному стандарту, то в случае неудачи мы всегда можем оправдать себя обстоятельствами, и в этом случае мы избегаем критики со стороны своего окружения, так как наши поступки полностью вписываются в их миропонимание. Ведь на самом деле большую боль и страх причиняют нам не наши неудачи, а осуждение со стороны нашего общества. Это и является следующей причиной того, что мы не ставим себе целей:

3. Страх перед критикой своего окружения

Для существования любого общества необходимы правила и нормы поведения, которым следуют его члены, иначе возникнет хаос. Таким образом, любой индивид, начинающий свой жизненный путь, имеет возможность удовлетворить все свои базисные потребности, следуя уже принятым в обществе стандартам, в первую очередь удовлетворить потребность в безопасности. Но в тот момент, когда индивид преодолевает два первых препятствия — начинает серьёзно относиться к своей жизни и берёт на себя за неё ответственность — он рискует навлечь на себя осуждение своего социума, так как его поведение, скорее всего, не соответствует установленным стандартам, превратившимся в стереотипы. И в данный момент ему предстоит принять решение: управляет ли он сам своей жизнью, реализует свои желания, достигает свои цели и берёт ответственность за свои неудачи, готов принять осуждение и непонимание, или же перекладывает ответственность за свою жизнь на социум и всегда находится под защитой его стереотипов. Однако принятие первого пути влечёт за собой принятие готовности к постоянной борьбе. И здесь появляется следующая проблема:

4. Окружающая среда не поддерживает целеустремлённость

Когда человек начинает осознанно подходить к своей жизни, ставить себе цели и достигать их, он вызывает изменения в окружающей среде. Кроме того, инициируется перераспределение благ: если кто-то получил что-то — значит, это ушло от кого-то другого. К тому же человеком, который осознаёт ценность своего времени и своей жизни, гораздо труднее управлять, так как он не плывёт по течению, а осознанно и взвешенно принимает решения, которые могут быть направлены только в одну сторону — улучшения и развития. Оба эти фактора угрожают самому существованию системы, а у любой системы работают механизмы самосохранения. С самого детства нам навязывают правила поведения и стандарты жизни, при отклонении от которых нас ждёт наказание или отчуждение. Таким образом, у очень многих людей с самого детства вырабатываются хорошо укрепившиеся свойства, которые и являются следующими причинами:

5. Нам мешает чувство вины и низкая самооценка

Из-за низкой самооценки, отсутствия веры в себя мы не то что не пытаемся реализовать наши желания, мы даже боимся озвучить их и превратить в конкретные и достижимые цели, нас преследует…

6. Страх перед неудачей

Страх перед неудачей присутствует абсолютно при любом начинании. Никто не может дать гарантии, что вероятность наступления определённого события, даже при учёте всех факторов, будет равна 100%. Всегда есть доля случая, непредвиденные обстоятельства и неправильные расчёты. Но ведь при осуществлении абсолютно любого проекта возникают препятствия и проблемы, так как наш мир строится на противоречии интересов, и все они также преодолимы, иначе жизнь общества и все процессы были бы просто невозможны. Абсолютно любая проблема имеет решение, вопрос лишь в ресурсах, которые понадобятся для осуществления этого решения.

Проблема в том, что люди не знают технологии достижения целей.

7. Нет навыка достижения целей

8. Нет возможности определиться с целями из-за переизбытка желаний

Первые семь проблем преодолеть не так трудно, необходимо лишь желание и определённая работа над собой, а вот разобраться в себе и своих желаниях гораздо труднее. Все проблемы, обозначенные ранее и особенно последняя, напрямую связаны с нашими ценностями, которые и формируют нашу идеологию, концепцию нашего внутреннего «я».

Ценности формировались в течение нашей жизни, с раннего детства, под влиянием множества внешних факторов: культуры и традиций страны, правил поведения в социуме, школы, семьи и отношения родителей, литературы, фильмов и так далее. В итоге получается большой беспорядок, в котором могут сочетаться самые трудносовместимые вещи. Очень редко мы осознанно работаем над построением нашей собственной системы ценностей, которая помогала бы нам развиваться и обеспечивала бы душевную гармонию и равновесие.

А на практике оказывается, что именно противоречие наших ценностных установок или вовсе наличие отрицательных ценностей мешает нам ставить и достигать цели и быть счастливыми.

Поэтому первым шагом к преобразованию своей жизни является изучение себя, осознание своих ценностей и работа над своими установками. Это сложный и длительный процесс, однако без этой работы невозможно достичь внутреннего равновесия. Ваши ценности являются основой для рождения ваших желаний и целей.

Если ваши цели противоречивы, то вы никогда не добьётесь успеха, а будете всё время размышлять, что же вам делать. И начав движение к одной цели, вступите в противоречие с другой.

Ещё одна причина, по которой люди не ставят себе целей, — это лень: человек не привык работать, а любое достижение целей требует упорной работы.

У каждого из нас есть набор своих собственных истин. Некоторые из них мы унаследовали, некоторые позаимствовали или открыли сами. Важно не столько то, каковы эти истины или как мы их получили, сколько то, как мы с ними поступаем и как мы их используем. Наши истины формируют те убеждения и ценности, которые управляют нашей жизненной деятельностью, стимулируют и поддерживают наши правильные поступки. То, насколько хорошо они работают на нас, определяется глубиной нашей убеждённости и преданности этим истинам. Набор этих истин и называется «внутренней конституцией» и каждый из нас несёт ответственность за тот набор истин, которые мы отбираем и формируем и в соответствии с которыми решаем жить.
— Фрэнк Дэвид Карделл

Автор: Владимир Осенев

Чтобы оценить финансовую стоимость вашего времени, задайтесь вопросом: например, при проведении ремонта или работе по дому вы всегда можете нанять кого-то, заплатив ему деньги. Делаете ли вы это, и как в этом случае определяете приемлемую стоимость? А если не делаете, то почему?

Деньги — это не только универсальный эквивалент, но и уникальный ресурс. При планировании своей жизни, при составлении бюджета времени вы всегда должны учитывать, что можете увеличить свой ресурс, покупая время других людей. Необходимо сопоставлять ваши затраты при покупке времени других людей и при затрате собственного времени. В обоих случаях вы теряете свои деньги (во втором случае вы их недополучаете), вопрос лишь в том, чьё время стоит дороже.

Для расчётов необходимо определиться с единицей измерения. Будем считать, что стоимость вашего времени мы определяем за час. Чтобы оценить стоимость часа, нужно предварительно задать себе несколько вопросов:

  1. Можете ли вы зарабатывать больше в свободное время, или у вас фиксированный оклад? Если вам больше всё равно не заработать, то:
  2. Какую часть заработанных денег вы инвестируете (в бизнес, квартиру, машину и т.п.)? Если вы всё инвестируете, то стоимость вашего часа равна нулю.
  3. Надо решить для себя, какую часть денег вы можете потратить безболезненно для своего бюджета в месяц, чтобы избавить себя от неприятных и неэффективных дел. А потом поделить эту сумму на количество часов, которым вы можете распоряжаться из бюджета.

Отвечая на вышеприведённые вопросы, вы можете рассчитать стоимость своего часа, воспользовавшись первой методикой. Но стоимость своего времени можно привязывать не только к конкретно получаемому вами доходу, но и к стоимости ваших «основных фондов». То есть при расчёте стоимости часа вы делите свой доход не на восемь рабочих часов, а на всё время вашей жизни — когда у вас есть возможность инвестировать в себя.

Необходимо учитывать, что в те часы, когда вы фактически не находитесь на своём рабочем месте, вы тоже тратите или зарабатываете деньги. В любом случае эти часы также имеют свою денежную ценность. К примеру, у вас есть свободное время, и вам необходимо починить кран — вы можете сделать это сами, потратив на это в зависимости от вашего опыта несколько часов, а можете вызвать сантехника, который починит вам кран за час, а вы эти несколько часов инвестируете в приобретение нового навыка, который повысит вашу стоимость в будущем. Следовательно, стоимость вашего часа падает, но ценность возрастает, поскольку такие потери можно рассматривать с точки зрения инвестиций, которые принесут ощутимую прибыль в будущем.

На практике, конечно, лучше подходить к расчёту стоимости своего времени взвешенно, объединяя обе методики и другие факторы. При расчёте стоимостной оценки своего времени в основу надо положить методику будущих выгод или инвестирования, но необходимо принимать во внимание фактор своего бюджета на сегодняшний день, так как вы расходуете средства сегодня, а не завтра.

Ни один деловой человек, дорожащий своим временем, не должен делать всё сам. Делегирование полномочий и функций — очень важная часть любого процесса управления, тем более управления своим временем. Однако как при делегировании, так и при расчёте стоимости своего времени необходимо учитывать фактор значимости, ответственности и квалификации. Обращаясь к предыдущему примеру: если вы никогда не чинили краны, то наверняка потратите очень много времени, перед тем как прийти к удовлетворительному результату. Но также велика вероятность того, что у вас он скоро сломается, или что вы сломаете всю сантехнику, тогда вам всё равно придётся вызывать сантехника, и вы потеряете гораздо больше в любом выражении. Однако, если вы делали это уже много раз, или вы просто в этом разбираетесь, то вы сделаете это быстро и эффективно, затратив меньше ресурсов, чем если бы вызывали сантехника. То есть здесь играет роль квалификация: если у вас уже есть навыки и вы уверены в эффективности своей работы, то гораздо проще сделать это самому, чем привлекать других людей. Самое главное — оценивать, насколько эффективно вы можете использовать это время.

Есть такой тип людей и определённый перечень дел, которые являются для вас значимыми, которые наиболее эффективно будет поручить другим людям, и вы поручаете, однако ресурсов затрачиваете гораздо больше, так как, хотя вы сами и не участвуете в процессе, вы не можете его доверить и постоянно контролируете.

Знакомая ситуация, не правда ли? Особенно это касается рабочих процессов, когда вроде бы у вас нет времени на выполнение столь простого задания, но тем не менее вы контролируете каждый шаг его выполнения, пересматриваете и переделываете. В итоге вы тратите ресурсов гораздо больше, чем если бы делали сами. Во всей этой истории есть несколько моментов:

  1. Полномочия должны соответствовать ответственности, как и поощрение должно быть привязано к результатам. Дела необходимо делегировать таким образом, чтобы они действительно снижали ваши затраты и повышали эффективность, а не создавали видимость.
  2. Необходимо следовать основному принципу тайм-менеджмента: лучше сделать десять дел на тройку, чем два на пятёрку, тем более, что эти дела всё равно не являются первоочередными, иначе бы вы их не делегировали. Это утверждение звучит весьма непривычно, однако вспомните, что конечной целью является достижения результата. Можно сколько угодно доводить всё до идеала, однако если вы выполните только часть работ или не уложитесь в срок — вы не достигнете цели, и все ваши усилия потеряют всякий смысл.
  3. Необходимо обращаться к высококвалифицированной рабочей силе, в рабочей среде необходимо следить за обучением и развитием сотрудников, в противном случае вы всё равно потеряете больше денег.

Те задания, выполнение которых могли бы взять на себя другие, непременно должны выполнять именно они. Тому, у кого совсем нет подчинённых, или сотрудники не обладают достаточной квалификацией, следует набрать подчинённых с соответствующей подготовкой или позаботиться об обучении уже имеющегося персонала. Поскольку делегирование полномочий влечёт за собой значительную экономию времени, выгоднее и дешевле всего длительное время пользоваться платными услугами вне своей фирмы, прибегая к помощи различных агентств, консультационных фирм и организаций, оказывающих различные услуги. В современных условиях на рынке услуг предлагается любая квалифицированная помощь. Затраты на использование платных услуг «на стороне» будут в любом случае меньше, чем затраты работодателя на содержание дополнительного штатного сотрудника.

Часто люди не задумываются о том, что экономия на денежных вложениях может обернуться впоследствии большой потерей времени. Самый характерный пример этого — старая машина, когда можно купить транспортное средство, выполняющее те же функции, в несколько раз дешевле, но потом истратить кучу времени на ремонт и на потери от невыполненных дел. К тому же затраты на ремонт и запчасти. Это имеет смысл только в том случае, когда эта покупка — лишь первый этап, чтобы сдвинуть дело с места.

Сейчас возьмите листок бумаги, ручку или откройте ноутбук и посчитайте стоимость своего часа, а затем напишите список дел, которые вы можете делегировать. Вы будете поражены, сколько у вас освободится времени, и сколько вы сможете сэкономить. Однако всё это имеет смысл лишь в том случае, если полученное время вы потратите на инвестирование в себя и на достижение своих целей.

Статья: How to Survive (and Thrive) During the Holidays When You Feel Alone
Автор: Leo Babauta
Перевод: Сергей Бирюков

Рождество — довольно весёлый праздник (думаю, что и в других религиях новогодние праздники отмечают с радостью), и в это время я всегда с благодарностью вспоминаю о том, что имею. У меня есть много всего, но самое главное — любящая семья.

Однако некоторые из вас проводят это время без семьи, возможно, в полном одиночестве, и я знаю, что это может быть очень трудно. Эта запись для вас.

Есть множество способов быть в хорошем настроении, однако во время праздников общее веселье наводит на людей тоску, если они в этот момент одни. Для некоторых это настоящая проблема, которая может стать причиной депрессии и мрачного состояния.

Я подумал о тех, кто проходит через это в текущие праздники, и я всем сердцем с вами. Если это время года навевает тоску и тебе одиноко, вот несколько предложений.

Стоит учесть, что я не профессионал. Если ситуация очень серьёзная, стоит обратиться к помощи специалистов. Я просто предлагаю советы на основе личного опыта, которые помогали мне в прошлом.

1. Обратись к семье и друзьям. Когда нам одиноко, чаще всего лучшая поддержка — это присутствие близких. Если возможно, побудь в их компании, проведи свободное время с семьёй и друзьями. Поговори с ними о своих чувствах. Я знаю, что признавать одиночество может быть нелегко, но пообщаться об этом с кем-нибудь бывает весьма полезно. Если поговорить не с кем, позвони по местному телефону доверия или зайди на онлайн-форум и расскажи людям о своём одиночестве анонимно. Тебе станет лучше.

2. Прости. Иногда от налаживания отношений с любимыми нас удерживают стены, которые мы сами же и воздвигли… Возможно, мы ощущаем обиду или другие негативные эмоции по поводу событий, случившихся в прошлом. Единственное, что мешает нам залечить эти раны — гордость и страх отказа. Так вперёд: отбрось гордость, разбей стену страха и поговори с любимым человеком. Прости его в своём сердце и поговори. Установи связь. В это Рождество. Прости.

3. Будь открыт для встреч с новыми людьми. Устанавливать отношения с людьми мешает ещё и наше стремление не подпускать к себе близко тех, кого мы плохо знаем. Возможно, некоторые однокурсники, товарищи по работе или другие знакомые могли бы стать хорошими друзьями, однако мы остаёмся замкнутыми. Если дело в этом, ситуацию нужно изменить. Будь открыт и приветлив, начни общение. Конечно, получаться будет не всегда, но чтобы получалось — нужно пробовать.

4. Предложи добровольную помощь. Ничто так не напоминает об истинном духе Рождества, как помощь людям, которые в ней нуждаются. Это помогает понять, насколько повезло нам самим, и приносит удовлетворение. Выдели время в течение праздников, чтобы посвятить его хорошему делу, и не просто помогай при этом людям, но и открывайся им. Если будет так же здорово, как я предполагаю, продолжай делать это в течение всего года.

5. Тренируйся. Этот пункт есть во многих из моих списков… Потому что он работает. Физические тренировки — отличный способ поднять себе настроение. Сегодня утром я бегал, и это стало прекрасным началом моего дня. Если ты в подавленном настроении, выходи из дома и активизируйся. Необязательно идти на тренажёры или бегать — поиграй с мячом или пройдись пешком. Подойдёт любое активное занятие.

6. Побалуй себя. Стань своим собственным Дедом Морозом — подари себе заслуженный отдых. Посети массажный или спа-салон, либо просто прими горячую ванну и выпей хорошего чая или какао. Найди любое успокаивающее занятие и просто получи удовольствие.

7. Будь весел. Это может показаться притянутым за уши, но когда ты действуешь с радостью, то и сам начинаешь её чувствовать. Создавай праздничное настроение, напевай песни, украшай комнату, празднуй любым способом. Если вокруг тебя достаточно веселья, оно наполнит и твоё сердце.

8. Дари. Как и добровольная помощь, дарение подарков может поднять твоё настроение.  Дари нуждающимся, соседям, знакомым детям. Дари во благо.

9. Не злоупотребляй алкоголем. Многие прибегают к выпивке в это время года. Но вместо желанного забытья это обычно приводит к более глубокой депрессии. Немного выпить можно, однако проявляй умеренность.

10. Упрощай. Праздники часто требуют от нас больше, чем мы можем совершить. Список дел пополняется действиями, которые угрожающе наваливаются на нас. Постарайся упростить свою жизнь в течение праздников и уменьшить, а не увеличить объём запланированного. Будет меньше стресса и больше удовольствия.

11. Проводи время с холостыми друзьями. Иногда общение с женатыми и замужними друзьями и членами семьи действует угнетающе. К тому же, они уделяют столько внимания своей семье, что зачастую совсем не уделяют его другим. Хотя и не стоит избегать близких друзей, которые обзавелись семьёй или партнёром, всё же хорошая идея — встретиться с холостыми друзьями. Вы сможете не только поддержать друг друга в трудные времена, но и узнать больше друг о друге, найти больше общего и хорошо провести время вместе.

12. Найди свою страсть и следуй за ней. В то время как во многих семьях на праздниках работают меньше, можно попробовать наборот — работать больше. Но не ради результатов как таковых — работай над тем, что ты любишь. Будь это твой любимый проект на текущей работе, или хобби в свободное время — погрузись в работу, которая тебе очень нравится. Иногда такую страсть нужно искать путём экспериментов и духовных исканий, но это того стоит.

13. Устрой свою вечеринку. Не жди, пока тебя пригласят — устрой вечеринку и пригласи тех, с кем тебе хотелось бы некоторое время пообщаться. Приготовь что-нибудь вкусное. Пусть всё будет просто. Поставь любимую музыку и зажигай.

14. Сосредоточься на том, что делает тебя счастливым. Наверное, самый важный совет из всех: вместо того чтобы думать о том, чего у тебя нет, и что навевает печаль и грусть, сосредоточься на том, что ты любишь. Что делает тебя счастливым? Когда думаешь об этом, это становится твоей реальностью. Звучит банально? Да. Но так и есть.

Какие советы вы могли бы дать тем, кто проводит в одиночестве это время года? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Оригинал статьи: 4 Reasons Why Curiosity is Important & How to Develop It
Автор: Donald Latumahina
Перевод: Сергей Бирюков

Любознательность

Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности.

Альберт Эйнштейн

Любознательность — характерная черта гениальной личности. Вряд ли можно встретить гиганта мысли, не являющегося любознательным человеком. Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Ричард Фейнман — все они обладали этой чертой. Именно благодаря своей любознательности Ричард Фейнман прославился множеством приключений.

Итак, почему любознательность важна? Вот четыре причины:

  • Она активизирует умственные способности
    Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен. Поскольку разум подобен мышце, которая становится сильнее благодаря частым упражнениям, регулярные мысленные упражнения стимулируют твои умственные способности.
  • Она помогает разуму замечать свежие идеи
    Когда ты чем-то увлечён, твой разум настраивается на появление свежих идей. Как только идеи приходят, они сразу же распознаются. Если любознательность отсутствует, даже идеи, оказавшиеся прямо перед тобой, могут быть упущены из-за того, что разум не готов их воспринять. Только подумай, как много идей могло пропасть по этой причине!
  • Она открывает новые грани и возможности
    Будучи любознательным, ты можешь открыть для себя новые грани и возможности, которых обычно не видно. Они скрыты за ширмой повседневной жизни, и требуется пытливый ум, чтобы заглянуть туда и обнаружить их.
  • Она придаёт жизни интерес
    Жизнь любознательных людей нельзя назвать скучной. В ней нет места монотонному существованию. Что-то всегда привлекает их внимание, и всегда можно с чем-нибудь поразвлечься. Вместо того чтобы скучать, любознательные люди ведут активный образ жизни.

Теперь, когда мы знаем, почему любознательность важна, предлагаю несколько советов для её развития:

1. Сохраняй восприимчивость ума

Это необходимый шаг на пути к любознательности. Будь готов учиться, забывать и учиться снова. Некоторые из известных тебе фактов могут оказаться неверными, и лучше заранее быть готовым допустить такую возможность и изменить своё мнение.

2. Не считай что-либо само собой разумеющимся

Если ты просто воспринимаешь внешнюю сторону мира, не пытаясь заглянуть глубже, ты точно потеряешь «святую любознательность». Никогда не считай что-либо само собой разумеющимся. Постарайся заглянуть под поверхность того, что тебя окружает.

Кошка

3. Беспрестанно задавай вопросы

Верный способ заглянуть глубже — задавать вопросы: Что это? Почему сделано именно так? Когда было сделано? Кем придумано? Откуда берёт начало? Как работает? «Что», «почему», «когда», «кто», «где» и «как» — лучшие друзья любознательных людей.

4. Не называй что-либо скучным

Поступая так, ты закрываешь очередную дверь возможностей. Любознательные люди всегда видят перед собой дверь в захватывающий новый мир. Даже если в настоящий момент у них нет времени на его изучение, они оставят дверь открытой, чтобы вернуться позже.

5. Относись к обучению с интересом

Если воспринимать обучение как тяжкое бремя — смотреть на вещи глубже совершенно не захочется. Это лишь сделает бремя ещё более тяжёлым. Но если найти способ учиться с интересом — тебе естественным образом захочется узнать больше. Смотри на жизнь сквозь призму интереса и участия и наслаждайся процессом познания.

6. Читай самую разнообразную литературу

Не зацикливайся лишь на одной сфере жизни; изучай и другие. Это откроет перед тобой новые горизонты, что в свою очередь может пробудить интерес к дальнейшему развитию. Один из возможных путей — читать разнообразную литературу. Выбери книгу или журнал по новой для тебя теме, и пусть с этим текстом начнётся увлекательное путешествие в новый мир.

Changer

С началом нового года мы в Dextera Training запускаем онлайн-курс о том, как менять свою жизнь к лучшему:

Кому и зачем нужен Changer?

Changer нужен людям, которые хотят на порядок повысить качество своей жизни в личном и профессиональном плане. Людям, которые стремятся к более полной, интересной и осмысленной жизни. Людям, которые готовы работать для достижения таких целей, как например:

  • Найти свой собственный путь — перестать блуждать и ответить на вопрос «Кем быть и чем заниматься в жизни?»
  • Повысить уровень своей самоорганизации и продуктивности — перестать зависеть от обстоятельств и начать жить так, как давно хочется.
  • Сменить профессию — перестать заниматься скучными, никому не нужными вещами и начать делать что-то интересное для себя и полезное для других людей.

Оригинал статьи: 6 Ways to Sharpen Your Intuition
Автор: Steve Olson
Перевод: Сергей Бирюков
Аудиоверсия: Вебдиктор

Компас

Интуиция — первичная сила. В этой глубине, за последней чертой, куда не способен добраться анализ, всё берёт своё начало.
— Ральф Уолдо Эмерсон

Практическая интуиция

Наша интуиция — кратчайший путь к продуктивности, пониманию, знаниям, инновациям и принятию решений. Как научиться её использовать?

У тебя есть способность мгновенно решать проблемы

Случалось ли тебе взглянуть на проблему и понять основную причину и способ решения моментально, ничего не анализируя? Тебя приучили не доверять этому внутреннему голосу, верно? Поэтому ты проверяешь интуицию опытным путём, и в большинстве случаев она оказывается права, не так ли?

У тебя есть способность мгновенно решать проблемы, если ты доверяешь себе. У всех нас она есть. Как же использовать эту силу внутреннего творца — голоса, который прорывается сквозь всю чепуху и говорит нам правду?

Шесть способов усилить интуицию:

1. Прояви непосредственное участие. Представь себя на месте кого-то другого. Ещё лучше — испытай то же самое. Если ты работаешь в службе техподдержки, когда кто-нибудь из сотрудников звонит с жалобой на скорость принтера — не сиди перед монитором, изучая характеристики. Оторвись от стула и сходи посмотреть, что там происходит. Почувствуй их досаду! Погрузись в дело целиком и полностью — это укрепит твою интуицию. Великие военачальники знают об этом. Вылезай из бункера, отправляйся на передовую и смотри, ощущай, действуй. Испытай то же, что и другие.

2. Позволь себе чувствовать страх и пройди сквозь него. Тебе не нравится страх, верно? Мне тоже. Но большинству из нас приходится с ним жить и находить способы превратить его из врага в друга (En). Если ты не сверхчеловек, преодолевший страх — тебе придётся найти способ использовать его на благо. Страх блокирует интуицию и усиливается, если мы ему сопротивляемся. Позволь себе чувствовать страх. Не сопротивляйся никакой его части. Не прячь его. Сконцентрируйся прямо на нём и пройди насквозь до конца. На выходе ты станешь сильнее и получишь ощущение большей ясности. Позволив себе чувствовать страх, ты усилишь свою интуицию, потому что это научит тебя слышать и принимать свой внутренний мир таким, какой он есть, вместо того чтобы с ним сражаться.

3. Взаимодействуй с другими на эмоциональном уровне. Когда ты контактируешь с другим человеком — лицом к лицу, по телефону, в онлайне — попробуй распознать его эмоции. Дай им названия. Кажется ли человек раздражённым, счастливым, полным надежд, радостным, подавленным или грустным? Чем больше ты настраиваешься на эмоции людей, тем глубже ты понимаешь различные ситуации, и тем лучше работает твоя интуиция. Интуитивные предчувствия и абстрактные идеи происходят из того же источника, где рождаются эмоции, поэтому чем лучше ты умеешь определять эмоции людей, тем лучше ты сможешь творить и общаться с помощью интуиции. Распознавать и обозначать эмоции — как свои, так и окружающих — эффективное упражнение.

4. Отключи внутренние суждения. Когда ты осуждаешь кого-то или  что-то — включая себя самого — это проявление не интуиции, а негативной энергии, блокирующей интуицию. Когда твой внутренний критик говорит: «Он дурак», «Она уродина», «Я толстая» или «Я проиграю» — остановись и подумай: «Почему я это сказал? Какая часть меня нарушает баланс?» Когда услышишь голос этого критика, останови его — не затыкая (это не сработает, он проявится где-нибудь ещё), а направляя в сознание позитивный вопрос. Когда я ловлю себя на мысли:  «У меня никогда это не выйдет», я  сознательно её изменяю: «Как мне это сделать?» Если я достаточно терпелив и прислушиваюсь к внутреннему голосу — он подскажет мне, что делать. Когда мой внутренний критик говорит: «Это никогда не сработает», я спрашиваю себя: «А какая часть идеи сработает?» или «Какая идея была бы лучше?» Когда ты начнёшь задавать позитивные вопросы — твоё подсознание будет выдавать решения через интуицию.

5. Побудь в одиночестве. Лучший способ — медитация. Найди хотя бы полчаса в день, чтобы провести наедине со своими мыслями. У Лео, автора блога Zen Habits, есть несколько отличных советов, как найти время для уединения (En).  Побудь некоторое время наедине со своими мыслями, чувствами, образами. Я провёл большую часть жизни, почти не имея представления обо всём, что происходит внутри меня. Находя время, чтобы прислушаться к своему внутреннему миру, ты обнаружишь, насколько ты на самом деле удивительное и волшебное существо. Обладая способностью слышать себя в одиночестве, ты сможешь научиться слышать свой внутренний голос, даже когда ты не один, и создавать сильные и привлекательные интуитивные идеи как раз тогда, когда они будут нужны.

6. Задавай вопросы. Во множестве. Я называю это интуитивным бодибилдингом. Задавать вопросы — отличный способ укрепить  интуицию. Самые сильные творческие озарения приходят после долгих сеансов вопросов и ответов. Соберитесь группой любознательных людей и обсуждайте сложные вопросы — философские, научные, социологические, медицинские, литературные. Основную силу дают не ответы, а вопросы — открывая нерассмотренные пути, стимулируя появление новых вопросов и ответов. Вряд ли есть лучший способ тренировать интуицию, чем оживлённые сеансы вопросов и ответов.

Некоторые говорят, что интуиция ненаучна и нерациональна — они одновременно и правы, и ошибаются. Творческая интуитивная идея ненаучна, пока ты не доказал её. Однако любая наука начинается с гипотезы. А с чего начинается гипотеза? Источником самых удачных, творческих и оригинальных идей служит интуиция — вспышка разума — Эврика.

Всё берёт своё начало в интуиции.
— Эмерсон

Оригинал статьи: 6 Tips to Generate Outstanding Ideas
Автор: Luciano Passuello
Перевод: Сергей Бирюков
Аудиоверсия: Вебдиктор

Торшер

В чём же секрет творческих гениев, благодаря которому рождаются классные идеи?

Хотя создание идей может показаться процессом случайным и в чём-то мистическим, есть простой и практичный способ увеличить свои шансы на появление хороших идей.

Связи, связи, связи

Придумывать блестящие идеи хочет каждый, но интересовался ли ты когда-нибудь, что такое идея?

Попробуй над этим поразмыслить. Ответ может быть проще, чем тебе сперва показалось: идеи — это связи.

Любая идея, даже самая простая — это ассоциация между возникшими ранее, уже известными идеями. Наш разум постоянно формирует такие связи — чаще всего самопроизвольно и неосознанно.

Ещё одно интересное свойство этих связей состоит в том, что о них ничего нельзя сказать заранее. Нередко идеи формируются путём слияния двух на первый взгляд совершенно различных понятий, производимого неожиданным или необычным способом. Для создания подвижной литеры Гутенберг соединил идеи виноградного пресса и станка для чеканки монет. Джозеф Пулитцер для создания газеты, выходящей массовым тиражом, объединил крупномасштабную рекламу с высокоскоростной печатью. Создание классных идей может показаться делом случая — но это отнюдь не значит, что развитию данного навыка нельзя поспособствовать.

Креативность и продуктивность

Поскольку процесс появления идей носит случайный характер, вряд ли здесь возможен прямой подход. Единственный путь повысить шансы на создание хорошей идеи — увеличить число идей, доступных для образования связей. Даже самые обычные идеи служат исходным материалом для идей более высокого уровня. Чем больше у тебя идей, тем больше материала есть у твоего разума, чтобы сопоставить их и выдать хорошую. Нобелевский лауреат Лайнус Карл Полинг сформулировал эту эффективную стратегию в одном предложении:

Лучший способ придумать хорошую идею — придумать множество идей.

Таким образом, ключ к созданию блестящих идей — плодовитость. В вопросах креативности нет компромисса между качеством и количеством: только с количеством приходит качество.

Следует отказаться от мифического образа гения, все идеи которого — удачные. Может показаться, что замечателен каждый образец работы гения, но это происходит только потому, что именно величайшие творения получают известность. Никому не удалось бы создавать блестящие творения, не будучи в высшей степени продуктивным. Рассмотрим примеры:

  • Эйнштейн известен благодаря своей теории относительности, но он также опубликовал 248 других работ.
  • Бах писал по кантате каждую неделю, невзирая на плохое самочувствие и усталость.
  • Моцарт создал более 600 сочинений.
  • Томас Эдисон получил ни много ни мало 1093 патента. Только представь себе количество незапатентованных им работ…

Ещё один интересный факт о новаторских идеях: их качество совершенно не зависит от качества других идей того же автора. В самом деле, если изучить самые продуктивные периоды большинства гениев, можно выявить общий принцип: именно во время создания своих лучших шедевров они также терпели самые большие неудачи.

Великие изобретатели, таким образом, не заботятся о создании выдающихся идей: они просто придумывают идеи — любые, чем больше, тем лучше, в любом месте и в любое время

Как получить множество идей

Если лучший способ придумывать удачные идеи — создавать их с помощью обширного резервуара, то наша задача — наполнить эту ёмкость как можно большим числом идей. Вот шесть советов, способных помочь тебе развить тип мышления, соответствующий «избытку идей»:

1. Ожидай появления идей

Первым делом следует избавиться от таких ограничивающих убеждений, как «Я не творческий человек». Отбрось предрассудки о том, что создавать идеи способны лишь немногие избранные. Обычно этого уже достаточно, чтобы идеи начали к тебе приходить.

2. Приветствуй глупые и вообще любые идеи

Никогда не следует концентрироваться на создании прекрасных идей. Борись всегда за их количество. Большинство людей даже не пытаются придумывать идеи, потому что заранее опасаются, что их идеи будут названы «дурацкими» или «глупыми». Не обращай внимания: идеи, которые считаются глупыми сегодня, могут стать основой для революционной идеи завтра. И когда у тебя наконец появится такая идея, никто уже не вспомнит менее удачные. (Что касается страха говорить о своих идеях, имей в виду, что провокации — скрытая форма стыда, стремление вывести тебя из равновесия.)

3. Будь открыт для новых впечатлений

Твои органы чувств впитывают информацию, которую разум впоследствии применяет для создания ассоциаций. Чем больше ты имеешь дело с различными ситуациями, людьми и местами, тем больше топлива ты даёшь своему разуму для образования связей. Научись приветствовать разнообразие в своей жизни: путешествуй, пробуй новые блюда, читай журналы, на которые обычно не смотришь. Не бойся делать привычные вещи по-другому.

4. Фиксируй идеи немедленно

Выработай привычку фиксировать все свои идеи. Используй блокнот, КПК или диктофон. Способ фиксации не имеет значения, просто сделай так, чтобы инструмент для записи идей всегда и везде был под рукой. Если ты не будешь записывать идеи сразу же в минуту появления, большинство из них ты гарантированно забудешь — и даже хуже, ты вообще не узнаешь, что у тебя были идеи. Каждый раз, когда разум замечает твоё внимание к его идеям, он награждает тебя другими идеями.

5. Будь благодарен за идеи

Каждый раз, когда в голову пришла идея — любая — будь благодарен за неё. Вырабатывая эту привычку, ты создаёшь дополнительное позитивное подкрепление, стимул для разума, поощряя создание новых идей.

6. Идеи приходят в потоке

За несколько дней ты мог не придумать ни одной идеи — это нормально. Идеи начнут приходить внезапно, одна за другой, подобно бурной реке. Иногда идеи приходят так быстро, что ты едва успеваешь их записать. Не волнуйся во время естественных спадов, но будь готов в полной мере воспользоваться потоком идей, когда он нахлынет.

Как привести дела в порядок (mp3)

Одна из самых полезных книг об эффективном управлении своей деятельностью — в новом формате.

Система GTD позволяет разобраться с рабочим процессом и добиться продуктивности без стресса. Вы научитесь отделять второстепенные дела от важных, верно ставить цели и распределять приоритеты, работать с входящей информацией и задачами. Главное — ясность сознания и упорядоченность мыслей. А как этого добиться, вы узнаете в аудиокниге. Работайте продуктивно и без стресса!

В 2007 году книга издана на русском языке издательством «Вильямс», мы же рады представить её аудиоверсию.

Как привести дела в порядок [Издательство «Манн, Иванов и Фербер»]

Подкаст о книге (23:41, 11.5 МБ)

Оригинал статьи: There’s More to Productivity Than Time Management
Автор: Dustin Wax
Перевод: Сергей Бирюков
Аудиоверсия: Вебдиктор

Быть продуктивным

Что значит быть продуктивным? Типичное определение может быть, например, таким: «Успевать больше за меньшее время». В контексте рабочей среды это значит только одно: больше работы. Если процесс выполнения задачи можно упростить, чтобы он занимал вполовину меньше времени, то твои сотрудники смогут делать за то же время в два раза больше.

Чтобы втиснуть больше в отведённый промежуток времени, нам нужен тайм-менеджмент, но я предлагаю идею о том, что продуктивность — гораздо больше, чем просто управление временем. Что, по сути, приведённое выше определение вполне подходит, если ты в качестве работодателя платишь своим сотрудникам за час или день работы, но совершенно никуда не годится для всех — и всего — остального.

Другое определение продуктивности

Предлагаемый взгляд на суть продуктивности таков: ты продуктивен, когда твоя работа всецело приносит радость и удовлетворение.

Разумеется, конкретные моменты, приносящие чувство удовлетворения и радости — дело личных вкусов и предпочтений, но вот несколько качеств, которые многие сочли бы важными:

  • Ты растёшь как личность.
  • Ты наслаждаешься компанией других.
  • Ты гордишься проделанной работой.
  • Ты уверен в своих способностях.
  • Ты с нетерпением ожидаешь похожих проектов в будущем.
  • Ты помогаешь другим.
  • Ты получаешь признание коллег.

Заметь, что все качества, благодаря которым работа приносит удовлетворение, относятся к тебе, а не к работе. Нет работы в основе своей настолько грязной или позорной, что она никому не принесла бы удовлетворения. (К сожалению, совсем не так работа распределяется в нашем обществе, где возможность делать ту или иную работу определяют раса, класс, пол, социальное положение, тщеславие, дипломы и прочие неуместные понятия, оставляя каждому из нас лишь небольшое «пространство для манёвра», чтобы выбрать из ограниченного числа вариантов.)

Грязная работа есть, и её приходится делать

Есть, конечно, множество задач, не приносящих ни удовлетворения, ни радости, которые тем не менее приходится выполнять. Мало кому нравится заполнять декларации и лечить корневые каналы, но это необходимо. Поскольку маловероятно, чтобы каждая рутинная, скучная, опасная или повторяющаяся задача, необходимая для поддержания нашего общества, была в обозримом будущем автоматизирована, возникает потребность управлять нашим временем.

Однако целью управления временем должно быть не только стремление сделать больше за отведённое время. В лучшем случае, тайм-менеджмент предлагает набор стратегий для поддержания баланса между «работой» и «жизнью». Я поместил эти слова в кавычки, потому что: а) наша работа, конечно, неотделима от жизни, и б) под «работой» я имею в виду не деятельность, а все те наименее приятные задачи, о которых необходимо позаботиться, чтобы жить. Откровенно говоря, если твоя деятельность целиком состоит из подобной работы, самое время задуматься о смене карьеры!

С этой точки зрения, бородатая фраза «баланс между работой и личной жизнью», признаваемая многими работодателями лишь на словах, приобретает новый смысл (которого у большинства работодателей нет даже и близко в мыслях): сбалансировать нашу жизнь в пользу задач, приносящих удовлетворение и радость.

Задачи, которые истощают и демотивируют, следует выполнять как можно быстрее, но не с целью максимизировать прибыль акционеров, а чтобы люди могли преуспеть в том, что делает каждого из них  человеком. Иногда это значит предоставить сотрудникам выходной или разрешить удалённую работу, но чаще всего — дать им возможность решать задачи, которые бросают вызов и мотивируют, и автоматизировать или свести к минимуму все остальные.

Этот принцип выходит за рамки рабочей среды. Если твоя семейная жизнь целиком состоит из рутинной работы по хозяйству — речь не идёт о балансе, сколько бы времени ты ни проводил дома. Домашние дела нужно по возможности организовать и систематизировать, чтобы расправляться с ними, затратив наименьшее количество времени и усилий, а взамен чаще бывать с семьёй и заниматься тем, что вас сближает.

Переход к действию

Когда ты взял «работу» под контроль, ты можешь позволить себе уделять время проектам, от которых ловишь кайф. На самом деле, ты можешь получать удовольствие нет от завершения дела, а от самого выполнения. Хотя завершённая задача или проект может принести чувство глубокого удовлетворения, само действие также может быть приятным. Взять, например, рыбалку: каждый радуется, подцепив крупную рыбу, но под конец дня имеет значение не столько количество и размеры пойманной рыбы, сколько время, которое ты провёл в лодке, наблюдая за поплавком.

Для писателя очень здорово иметь законченную рукопись, готовую к отправке в издательство, но именно ежедневный поток слов придаёт его деятельности смысл. Как и для художника, которому нанесение краски на холст приносит столько же удовлетворения — если не больше — сколько готовая к выставке или продаже картина. Есть продавцы, которым нравится быть в самой гуще переговоров, актёры, которые любят волнующий трепет сцены, спортсмены, для которых безупречная работа тела гораздо важнее победы. Покончив с текущей задачей, они переходят к следующей.

Самое бесполезное дело

В языке идиш есть слово, которое мне всегда нравилось: «Luftmenschen». Буквально «люди воздуха», Luftmenschen — это люди, имеющие дело с неосязаемым: идеями, мыслями, мечтами. Название Luftmensch считается оскорблением, но мне всегда это казалось восхитительным занятием.

Luftmensch знает то, чего не знает большинство из нас: что самое бесполезное дело — самое важное. Вещи, которые мы делаем безо всякой конечной цели, просто ради удовольствия от процесса — это то, что делает нас людьми — Menschen. (Mensch — настоящий, истинный человек.)

Если нам везёт, эти вещи становятся частью нашей деятельности — нам платят за то, что мы всё равно бы делали ради удовольствия. Однако независимо от везения, это ключ к настоящей продуктивности — не делать как можно больше в кратчайшие сроки, а делать наименее приятное максимально быстро, чтобы иметь в избытке время для «бесполезного» — думать, мечтать, жить.

Оригинал статьи: The Art of Doing Nothing
Автор: Leo Babauta
Перевод: Сергей Бирюков

Отдых

Конечно, все мы знаем, как не делать ничего. Знаем, как валяться на диване и тратить время. Однако многие из нас слишком заняты, чтобы делать это часто, а когда это всё же случается, голова продолжает думать о других вещах. Мы не способны расслабиться и насладиться бездействием.

Ничегонеделание может быть потерей времени, а может — формой искусства. Здесь описано, как им овладеть, и при этом улучшить свою жизнь, свести к нулю стресс и стать более продуктивным, когда ты действительно работаешь.

Начни с малого

Ничегонеделание в полном смысле слова может оказаться невыполнимым, если попытаться слишком много ничего не делать за раз. Пусть сперва «ничего» будет маленьким. Выделяй по 5—10 минут и начинай практиковаться в безопасном месте — дома, только не на работе и не в людном общественном месте. Возможно, ты ещё не готов ничего не делать на природе, поэтому начать можно со спальни или гостиной. Найти время и место, где мало отвлекающих факторов, мало шума, и некому тебя потревожить.

Выключи всё, что отвлекает внимание — телевизор, компьютер, сотовые телефоны, обычные телефоны, КПК и т.п. Трудно ничего не делать, когда наши гаджеты призывают нас сделать что-то.

Теперь закрой глаза и ничего не делай. Особо дотошные скажут, что ты продолжаешь что-то делать — сидишь или лежишь с закрытыми глазами. Под ничегонеделанием мы подразумеваем, что если бы кто-то позвал нас и спросил, что мы делаем, мы бы ответили: «Да так, ничего». Впрочем, не позволяй себя звать. Они пытаются тебя отвлечь.

Через 5—10 минут ничегонеделание можно прекратить и отправиться что-то делать. Но постарайся повторять это каждый день, если возможно, потому что без практики невозможно стать мастером.

Дыхание

Первый шаг к овладению этим искусством лежит в области дыхания. Если это подозрительно похоже на медитацию, отбрось все сомнения. Мы здесь не ради подозрений — мы учимся ничегонеделанию.

Начни с медленных вдохов и медленных выдохов. Затем пристально следи, как воздух входит в тело через нос, опускается в лёгкие и наполняет их. Теперь прочувствуй, как он выходит из тела через рот, а лёгкие удовлетворённо опустошаются.

Делай это в течение 5—10 минут, если можешь. Тренируйся по мере возможности. Поймав себя на мысли о других вещах, сразу же прекращай думать! Не кори себя за это, просто каждый раз мысленно возвращайся к дыханию.

Релаксация

Важная часть ничегонеделания — способность полностью расслабиться. Если мы напряжены, ничегонеделание проходит впустую. Для начала нужно выбрать место, удобное для ничегонеделания — мягкое кресло, плюшевый диван, чистую кровать подходящих размеров. Найдя такое место, ложись и устраивайся поудобнее. Вспомни, как укладывается кошка. Кошки очень-очень способны к ничегонеделанию. Тебе никогда не достичь их уровня мастерства, но они могут стать для тебя вдохновением.

Затем попробуй вышеупомянутую технику дыхания. Если ты ещё не полностью расслаблен (кратковременный сон может послужить хорошим индикатором), попробуй самомассаж. Да, массаж лучше всего выполняется чужими руками, но и самомассаж может быть полезен. Начни с плеч и шеи. Добирайся постепенно до головы и даже лица. Не забудь про спину, ноги и руки. Избегай областей, которые могут привести к деланию чего-либо (хотя и это может быть расслабляющим).

Ещё один прекрасный способ релаксации — упражнение, в котором ты напрягаешь каждую мышцу тела, по одной части тела за раз, и затем позволяешь напряжённой мышце расслабиться. Начни со ступней, переходи к ногам, постепенно добирайся до бровей. Если ты можешь расслабить затылок — возможно, ты продвинулся гораздо дальше этой статьи.

Расслабившись, посмотри, можешь ли ты расслабиться ещё больше. Постарайся, впрочем, не терять контроль над выделениями организма.

Приём ванны — продвинутый этап

На начальных этапах Искусства ничегонеделания лучше не предпринимать этот шаг. Но если ты уже приобрёл опыт предыдущих шагов, эффект от приёма Ванны может быть замечательным.

Ванна должна быть удобной и горячей. Не едва тёплой, по-настоящему горячей. Также необходимы пузырьки, даже если ты считаешь их баловством. Другие ванные принадлежности, такие как губка, гель для ванны, ароматическая смесь — необязательны.

Опять же, нужно выключить всё, что может отвлечь. Приём ванны лучше всего совершать, когда ты один дома, но если это не так, все остальные должны знать, что тебя НЕЛЬЗЯ беспокоить даже в случае пожара. На тех, кто нарушит это священное правило, ты должен обрушить Адский Гнев™.

Забирайся в ванну очень медленно. Если они достаточно горяча, лучше всего погружаться дюйм за дюймом. Когда дело дойдёт до чувствительных участков, придётся крепко зажмуриться и продолжить медленно опускаться в горячую воду, несмотря на инстинкты, требующие немедленно выскочить. Когда ты полностью окунулся (нужно погрузиться целиком, с головой), закрой глаза и почувствуй, как тепло проникает в тело.

Возможно, ты начнёшь потеть — это хорошо. Пусть пот течёт. Может пригодиться стакан воды, поскольку выход пота обезвоживает организм. Хорошая книга — также прекрасный способ насладиться ванной. Пусть мышцы впитают тепло и полностью расслабятся. Почувствуй, как все твои заботы, тревоги, страдания и внутренний хаос растворяются в воде.

Горячая ванна — ещё более потрясающая вещь, когда за ней следует бодрящий холодный душ. Либо просто вылезай, как только вода остыла, и кожа напоминает изюм.

Вкусовые ощущения

Ничегонеделание прекрасно сочетается с очень хорошими напитками и едой. Вкусный чай или кофе, вино, горячий шоколад и другие чувственные напитки великолепно дополняют Искусство. Лучше всего пить их отдельно, без закуски, не читая при этом книг и ни на что не отвлекаясь. Сосредоточься на жидкости, делая маленькие глотки, смакуя каждую частичку её букета, характера и температуры перед глотком, прочувствуй сам глоток. Закрой глаза. Насладись напитком в полной мере.

Еда столь же восхитительна: ягоды, обильные десерты, свежеиспечённый хлеб, самый лучший суп (En), любое блюдо, которое тебе нравится. Ешь медленно, смакуя каждый кусочек и наслаждаясь едой с закрытыми глазами. Почувствуй, как еда тает во рту. Это блаженство!

Ничегонеделание на природе

Если ты прошёл предыдущие этапы, пришло время попрактиковаться в этом тонком искусстве на природе. Найди тихое, спокойное место — у себя во дворе, если там тихо, в парке, в лесу, на берегу, у реки или озера — места с водой прекрасны. Места, куда не проникают звуки города и машин, подходят идеально.

Здесь, на природе, можно практиковаться в искусстве 20 минут, целый час или даже больше. Тут меньше отвлекающих факторов, и можно полностью отключиться от жизненной суеты. Не позволяй мыслям бродить где попало — сосредоточься на естественном окружении. Смотри внимательно на воду, на растения, на живую природу. Оцени по-настоящему величие природы, чудеса жизни.

Включить Искусство в повседневную жизнь

Это последний этап овладения Искусством. Не переходи к нему, пока не почувствуешь себя уверенно на предыдущих шагах.

Начни ничего не делать во время ожидания в очереди, у врача, на остановке, в аэропорту. Жди, не читая газет и журналов, не разговаривая по телефону, не проверяя почту, не составляя список дел, не выполняя работу и не беспокоясь о том, что предстоит сделать позже. Жди и ничего не делай. Сконцентрируйся на дыхании или попробуй один из перечисленных выше способов релаксации. Сконцентрируйся на окружающих — понаблюдай за ними, попробуй их понять, послушай разговоры.

Затем попробуй ничего не делать за рулём. Да, тебе нужно вести машину, но попробуй не заниматься ничем другим. Не слушай музыку, новости или подкасты. Не делай одновременно несколько дел. Не разговаривай по телефону, не ешь и не наноси макияж. Просто веди машину. Сконцентрируйся на вождении, смотри на проплывающие мимо предметы, почувствуй своё дыхание. Расслабься и не беспокойся о других водителях (но и не врезайся в них!). Езжай тихо, не налегай на педали газа и тормоза. У этой техники есть побочный эффект — меньший расход бензина.

Наконец, попробуй ничего не делать посреди хаоса, на рабочем месте или в другом стрессовом окружении. Отгородись от всего, закрой глаза и подумай о дыхании. Попробуй технику релаксации. Делай это по 5—10 минут за раз, в совокупности до 20—30 минут. Если тебе удастся сделать это посреди рабочего дня или дома с детьми, ты сможешь лучше сосредоточиться на текущей задаче. Ты будешь расслаблен и готов сконцентрироваться, войти в состояние потока. (Внимание: ничегонеделание может привести к неприятностям с боссом, будь осторожен! Но если оно сделает тебя более продуктивным — возможно, босс не будет против.)

Искусством ничегонеделания нельзя овладеть моментально. Потребуются долгие часы практики, тяжёлого труда (ничего не делать нелегко!). Но ты будешь наслаждаться каждой минутой! Попробуй сегодня.

Реклама