Проактивное чтение

Photo credits

Чтение бывает нужно нам по разным причинам. В разные моменты жизни ведущими мотивами могут быть потребность в новом материале для саморазвития, увлеченность определенной темой, самообучение, профессиональные интересы или просто получение удовольствия. В любом случае, конечная цель чтения — действие, идеи, которые мы можем применить в своей жизни. Однако извлечение идей не всегда оказывается простой задачей. И если в чтении для удовольствия необходимая для этого внутренняя работа происходит сама собой, то все остальные виды чтения сильно выигрывают, когда нам удается эту работу структурировать и сделать осознанной.

Сегодня я хочу познакомить вас с проактивным чтением — техникой чтения, которую я разработал в этом году. Она помогает лучше понять и усвоить материал книги (и вообще любой объемный текст). Прежде чем прийти к последовательности шагов, описанной в инструкции, я много экспериментировал с уже существующим техниками и учел этот опыт.

Инструкция

  1. Пролистать. Для начала познакомьтесь с книгой — просмотрите оглавление и пролистайте текст. Обращайте внимание на заголовки и подзаголовки, начала и концовки глав, выделенные слова и фразы, иллюстрации, таблицы, т.е. все, что отличается от общего массива текста. Время: 10 минут.
  2. Задать вопросы. Чтобы лучше понять конечную цель чтения и сохранять курс в его ходе, задайте себе (лучше в письменном виде) вопросы в отношении книги — например, такие: Чему я хочу научиться? Что я уже знаю об этой теме? Составьте список вопросов к книге. Время: 10 минут.
  3. Попробовать. Прочитайте введение и первую главу книги в своем обычном режиме. Цель этого шага — понять, как написана книга, где сконцентрирована нужная вам информация, сколько времени уходит на чтение. Время: 30 минут.
  4. Выбрать стиль чтения. Теперь, когда вы примерно представляете себе содержание книги и ее потенциальную пользу для себя, самое время определиться, чего вы хотите от текста и как будете с ним работать. Для этого сформулируйте для себя цели чтения и решите, насколько глубоко вы хотите вникнуть в материал. Исходя из этого определите, сколько времени вы готовы потратить на чтение и выберите стиль чтения (полное / выборочное / ускоренное чтение или их комбинация). Время: 5 минут.
  5. Прочесть. Прочтите книгу, пользуясь выбранным стилем чтения и периодически сверяясь со своим списком вопросов. Чтобы лучше понять, запомнить и организовать для себя изучаемый материал, вы можете в процессе чтения составлять ментальные карты, вести конспект или записывать своими словами ключевые идеи.

Рекомендации

  • Помните, что важная информация имеет обыкновение концентрироваться в начале и в конце всего — книги, глав, абзацев.
  • Приспосабливайте стратегию чтения к жанру, в котором написан материал. Понимая общую структуру текстов определенного жанра, вы можете быстрее извлекать из них нужную вам информацию.
  • На шаге 2 (вопросы) полезно задуматься о том, насколько достоверна предлагаемая информация (факты это или гипотезы, как давно написана книга, репутация и возможные намерения автора, источники и т.д.).
  • В процессе чтения используйте список вопросов, составленный на втором шаге, чтобы обнаружить упущенные моменты, которых вы можете не заметить, если будете механически следовать структуре, предложенной автором.
  • Часто советуют отмечать в процессе чтения интересные места книги маркером. Это, конечно, лучше, чем ничего, но еще лучше вступать в воображаемый диалог с автором — писать собственные комментарии (например, формулировать идею своими словами, задавать вопросы, выражать согласие или наоборотт протестовать).
  • Чтобы лучше понять фрагмент текста, вы можете задать в отношении него два вопроса — «Что говорит автор?» (запишите главную идею фрагмента собственными словами) и «Что делает автор?» (опишите задачу, которую решает автор этим фрагментом — например, «в этом абзаце автор приводит доказательства своего основного аргумента»).
  • Если ваша задача — максимальное усвоение материала, по окончании чтения сделайте хороший перерыв и еще раз просмотрите книгу. Это может происходить в форме пролистывания, перечитывания, просмотра конспектов или ментальных карт, обсуждения книги с другими людьми, пересказа или обобщения изученного материала. Если вам нужно еще лучше закрепить материал в памяти, вы можете добавить дополнительные перепросмотры книги — например, через неделю и месяц после окончания чтения.
  • Как я уже говорил, в конечном итоге чтение нужно для действия. Поэтому в процессе чтения и по его окончании почаще задавайте себе вопросы: Как и где применить то, что я узнал? Есть ли аналогии между тем, что я читаю, и моими нынешними задачами? Какие идеи книги я могу использовать? Чтобы найденные идеи не потерялись, записывайте их в банк идей.

Бэкграунд

В свое время я уже писал про SQ3R — популярную технику чтения, разработанную еще в 1946 году. В ней мне не хватало двух шагов, которые я считаю существенными — это пробное чтения и сознательного выбора стиля чтения. У Тони Бьюзена, автора майндмэппинга, тоже есть своя техника чтения — BOST. Однако Бьюзен предлагает не столько пошаговую инструкцию, сколько набор различных вариантов, мне же хотелось иметь что-то простое, надежное и универсальное, как швейцарский нож. Знакомился я и фоточтением Шелли, но пришел к выводу, что хотя в его книге много интересных и полезных вещей, сама идея о будто бы открывающемся при фоточтении «канале передачи информации прямо в мозг» не слишком-то похожа на правду. Остальные техники показались мне или слишком сложными, или самоочевидными.

Для тех, кому интересно, добавлю, что у проактивного чтения тоже есть своя аббревиатура — SATCHL (See — Ask — Try — Choose — Listen), а еще по-английски satchel — это сумка для книг.

Немного философии

Обычно принято думать, что из книг мы узнаем что-то новое, совершенно нам до этого неизвестное, и именно для этого их следует читать. С моей точки зрения это не совсем так. Не случайно у слова «узнать» есть т второе значение — узнать что-то уже знакомое, например, знакомого человека в толпе. Я считаю, что в чтении (и в обучении в целом) речь как раз и идет о таком узнавании как органичном приращении к нашему уже существующему внутреннему объему воспринятого. Фактически этот объем — что-то вроде расширяющегося конуса или снежного кома — и является нашим средством познания, а не разум, как мы привыкли думать (когда-то я подробно писал об этом в заметке Конус восприятия). Если мы чего-то не видим, не понимаем, не имеем в себе, не готовы это встретить и узнать как уже свое, мы это все равно пропустим мимо себя, даже если внимательно прочтем глазами.

Поэтому результат чтения, если под ним понимать извлеченный смысл и возникшие идеи, не в первую очередь зависит от того, насколько хороша книга, которую мы читаем. Гораздо больше он зависит от того, какими навыками чтения обладает читатель. При наличии таких навыков можно извлечь массу инсайтов из книги, с автором которой мы категорически не согласны, а заодно это будет отличным упражнением для критического мышления.

Пробуйте и делитесь опытом!

Заметки по теме

  • Креативное чтение

Книги по теме (по-английски)

  • Speed Reading by Tony Buzan
  • Use Your Head: How to unleash the power of your mind by Tony Buzan
  • The Mind Map Book: How to Use Radiant Thinking to Maximize Your Brain’s Untapped Potential by Tony Buzan, Barry Buzan
  • Breakthrough Rapid Reading by Peter Kump

Книги по теме (по-русски)

  • Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений

Оригинальный материал:

сюда
Колесник.ру

Реклама